Евросоюз отказался от эмбарго на русскую нефть
Financial Times сообщает, что Евросоюз не способен ввести коллективное эмбарго на импорт русской нефти. Коллективное решение принято не будет. Учитывая тот факт, что FT — сливной бачок для разного рода инсайдов, сообщению можно верить. Более того, этому есть косвенные доказательства в виде истерики Урсулы фон дер Ляйен, которая заявила, что «единогласное голосование в некоторых ключевых областях просто больше не имеет смысла, если мы хотим двигаться быстрее».
В общем, мы видим политический кризис внутри ЕС, который, как и любое наднациональное глобалистское объединение, не имеет перспектив в условиях распада однополярного мира. Решение о запрете русской нефти не поддерживает не только Венгрия, но и, казалось, абсолютно вассальная Болгария, которая всегда плясала под дудку Запада. Вспомним отказ от «Южного потока» или же от АЭС «Белене»
Таким образом очевидно, что коллективного решения по импорту нефти не будет. Но особо радоваться России смысла нет. Фактически для нас это особо ничего не меняет. Консолидированное решение Евросоюза носило бы, в первую очередь, политический характер, в то время, как с экономической точки зрения основные потребители нашей нефти в Европе и так намерены от нее отказаться. Пусть это будет не к концу 2022 года, как планировалось ранее, но в обозримой перспективе — уж точно.
Если смотреть итоги 2021 года, то в первой «десятке» мы увидим:
- Нидерланды (37,4 млн тонн)
- Германия (19,2 млн тонн)
- Польша (11,2 млн тонн)
- Италия (8,9 млн тонн)
- США (7,4 млн тонн)
- Финляндия (6,3 млн тонн)
Все эти страны, хотя бы по заявлениям, намерены отказаться от импорта наших энергоносителей. А США уже ввели эмбарго. Остальные четыре страны, не попавшие в список выше, это Китай (70,1 млн тонн), Белоруссия (14,9 млн тонн), Южная Корея (13,5 млн тонн) и Словакия (5,3 млн тонн). По 2022 году в список с хорошим результатом войдет еще и Индия.
Конечно, можно строить различные предположения, что на деле никуда европейские страны не денутся и будут придумывать различные обходные схемы (как, например, всем известная «латвийская смесь»), а Нидерланды — это вообще офшорный хаб и потребители на самом деле вовсе не голландцы. Но все это такие себе разговоры. России необходимо готовиться к тому, что европейское направление по большей части мы потеряем. Как будут развиваться события на деле — не так важно, но Евросоюз окончательно себя дискредитировал и, даже если они продолжат закупать нашу нефть, необходимо активно переориентировать поставки.
К слову, в настоящий момент для поставок российской нефти в Европу используется «греческая схема». Так Греция, обладая одним из самых крупных в мире танкерным флотом, помогает отечественным экспортером доставлять «черное золото» до европейских потребителей. В Еврокомиссии уж заикнулись, чтобы распространить ограничения на перевозку нефти из России, но Греция выразила решительный протест, поскольку в этом случае потеряет 25% дохода своего флота.
Как бы то ни было, пока есть время, необходимо переключать экспортные потоки. И здесь за 2,5 месяца мы видим хороший результат. Главным признаком этого является рост объемов добычи нефти в начале мая по сравнению с апрелем, когда был пик падения. Впрочем, различные глобалистские организации предсказывали падение добычи на 2-2,5 млн б/с, в то время, как в реальности оно составило, по некоторым оценкам, порядка 1 млн б/с. И теперь мы видим увеличение объемов. Также, по заявлению Новака, отмечается рост числа новых покупателей, в том числе, из Азии.
Разумеется, правительство работает над расширением экспортной инфраструктуры. Речь идет как о портах, так и о трубопроводных мощностях.
Что касается «трубы», то здесь вариант очевидный — это увеличение пропускной способности ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан). В настоящий момент функционируют две его ветки. Первая идет напрямую в Китай (30 млн тонн), вторая (еще 50 млн тонн) отделяется в районе Сковордино и направляется до порта Козьмино, откуда танкерами направляется, в основном, все в тот же Китай. Хотя в последнее время зачастили отгрузки в Индию.
Фактически нефтепроводом в Азию нам необходимо заменить объемы, поставляемые по «Дружбе». Её общая мощность составляет 66,5 млн тонн, хотя в прошлом году поставки составили не более 40 млн тонн. Фактически речь идет о строительстве еще одной нитки — ВСТО-3. Особо ничего сложно в этом нет. Поэтому данный вариант, наверняка, является приоритетным.
Что же касается расширения портовых мощностей, то к настоящему моменту сказать что-либо определенное сложно. Основной реализуемый сейчас проект — «Восток Ойл», с которого уже в 2024 году будет отгружаться 30 млн тонн, а к 2030 году — 100 млн тонн легкой арктической нефти. Конечно, доставлять нефть танкерами в Азию можно хоть с балтийских, хоть с черноморских портов. При нынешних ценах логистика не будет занимать значимую цену в себестоимости. Поэтому, что касается портов, то здесь все будет ситуативно.
В заключение отметим, что эмбарго на импорт русской нефти куда серьезнее ударит по Евросоюзу, чем по России. Наши потери будут краткосрочными и решаемыми. А при нынешних ценах Urals удар будет смягчен максимально. В это же время для ЕС заменить нашу нефть в полном объеме не представится возможным. Например, НПЗ восточной Германии могут перерабатывать только Urals. Не говоря уже об НПЗ Словакии, Венгрии и Болгарии. Поэтому будет даже интересно, если ЕС все же соберется с силами и введет эмбарго. Шоу будет увлекательным.