Потребность в российском газе заставит ЕС вернуться к «Северному потоку – 2»
Перспективы «Северного потока – 2» непонятны, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, однако проект необходим европейской экономике.
Nord Stream 2 AG продолжает быть собственником «Северного потока — 2»
Банкротство Nord Stream 2 AG не состоялось
Швейцарский суд приостановил процедуру банкротства Nord Stream 2 AG на четыре месяца, теперь ситуация останется подвешенной в воздухе до 10 сентября 2022 года.
Все это означает, что право собственности на «Северный поток – 2» останется в руках дочки «Газпрома», чья работа была парализована европейскими решениями, принятыми в ЕС, ФРГ и Швейцарии после 24 февраля 2022 года.
Вопрос чрезвычайно сложный с любой точки зрения: будущее газопровода неизвестно.
С одной стороны, никто не будет разрушать готовую инфраструктуру, с другой – данный проект превратился для Евросоюза в символ поддержки Украины и борьбы с РФ.
Компания Nord Stream 2 AG решила обанкротиться для того, чтобы переложить ответственность за проект на швейцарские, германские и европейские власти. Речь идет не только о запуске газопровода, но и об инвестициях ЕС в 5 млрд долларов.
«В проекте много юридических нюансов, в которых сложно разобраться, но существуют объективные факторы: труба построена и даже заполнена газом, со всем этим нужно что-то делать», — констатирует Правосудов.
Европейские партнеры «Газпрома», профинансировавшие половину стоимости работ над «Северным потоком – 2» заявили, что они списывают свои инвестиции, но эта реляция не закрывает связанные с проектом финансовые инвестиции.
«Газпром» остается главным поставщиком газа в Европу«Непонятно, что такое “списываем инвестиции”. Европейцы могут простить вложения, забыть про них или передать право требования по ним кому-то другому», — заключает Правосудов.
Швейцарская сторона могла взять паузу, чтобы разобраться с этим вопросом.
«Северный поток – 2» необходим Евросоюзу
«Что касается перспектив проекта, то еще не было исторических прецедентов, чтобы газопровод был построен и брошен. Особенно в ситуации, когда с одной стороны есть поставщик, а с другой – существует потребитель», — констатирует Правосудов.
Если «Северный поток – 2» не заработает, то в ЕС возникнет странная ситуация.
Европе необходим российский газ
«Северный поток – 2» тормозился с самого начала: сначала палки в колеса вставляли европейские власти, затем к процессу подключились санкции США, а уже после того, как газопровод был построен, немцы начали тянуть с его сертификацией.
На Западе говорят, что газопровод нельзя запускать из-за того, что он ударит по Украине. Сегодня украинский вопрос обострился, но европейцы не вводят ни нефтяное, ни тем более газовое эмбарго против РФ, а это значит что потребуются маршруты поставок.
«Украинская ГТС была построена еще во времена СССР, и с ней нужно что-то делать: либо модернизировать, либо использовать новый газопровод «Северный поток – 2», который во всех компонентах лучше», — резюмирует Правосудов.
Единственной проблемой является политика и ставка европейских властей на Украину.
Украина отказалась от своих обязательств
«Украина отказалась от части своих обязательств по контракту 2019 года и заявила, что готова принимать сырье только с одной из двух своих измерительных станций. Фактически украинцы отказались от части своих обязательств и дали основание “Газпрому” поступить симметрично. Российская компания по действующему соглашению должна оплачивать транзит 109,3 млн кубометров газа в день», — заключает Правосудов.
Текущая прокачка меньше, но «Газпром» платит в соответствии с контрактными условиями.
Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов«Решение украинцев пересматривает весь контракт и “Газпром” также поставить под вопрос объемы транзита, сроки действия и все остальное. И инициация данного процесса происходит с украинской стороны», — констатирует Правосудов.
Решение Украины по луганскому пункту пропуска означает отказ от базового условия соглашения 2019 года. Данное обстоятельство ставит под вопрос контрактную систему и усиливает позиции «Северного потока – 2».
«Украинская газотранспортная проблема продолжит обостряться», — резюмирует Правосудов.
Препятствием для запуска «Северного потока – 2» является отсутствие сертификации со стороны Федеральных сетей ФРГ (Bundesnetzagentur), но технически эта проблема решается за несколько дней. Если проект будет запущен, «Газпром» устроит не только смена собственника на газопровод, но и банкротство Nord Stream 2 AG.
Дмитрий Сикорский
внешняя политика РФ
Правосудов
газовый рынок
европейская энергетика
транзит газа через украину
северный поток — 2
Nord Stream 2 AG