Лизингодатели и страховщики будут биться в суде за российские самолеты
Решение Москвы оставить в РФ почти 500 лизинговых самолетов дестабилизировала западную авиаотрасль. ФБА «Экономика сегодня» оценило последние события, которые происходят в этом деле на 10 млрд долларов.
Россия оставила у себя почти 500 лизинговых самолетов
Лизингодатели несут серьезные потери
Информационное агентство Reuters сообщило, что лизингодатели заблокированных в России самолетов готовятся к процессам против страховых компаний, обеспечивавших сохранность сделок с российскими авиаперевозчиками.
После событий 24 февраля 2022 года Москва приняла решение оставить у себя почти 500 самолетов западного производства (Boeing и Airbus), которые находились у российских компаний по договорам лизинга. Минтранс РФ предлагал решить вопрос на переговорах, контрагенты отказались, в результате чего возник вакуум, когда данные самолеты не могут летать вне России, а их владельцы не получают выплат.
Евросоюз в апреле 2022 года создал правовую форточку для решения вопроса, но ею пока никто не воспользовался из-за большого числа подводных камней.
Reuters сообщает, что лизингодатели провели конференцию в Дублине, на которой обсудили перспективы судебных прений со страховщиками. Юридический процесс пошел – компании уже списали убытков на несколько сотен миллионов долларов.
Цена вопроса составляет 10 млрд долларов, причем эта собственность была застрахована. Американская компания Aircastle заявила, что лизингодатели вряд ли рассчитывают вернуть свои деньги, зато надеются на получение страховых выплат.
Вопрос стоит 10 млрд долларов
Деньги за страховку должны выплачиваться регулярно, а осуществляющие это структуры подняли ставку из-за российского фактора. Из-за этого в Aircastle решили обсценить активы на 252 млн долларов. Деньги на кону большие, и непонятно как решать проблему.
Компания Air Lease Corp планирует обесценить активы на 802,4 млн долларов, а крупнейший в мире лизингодатель AerCap – 3,5 трлн долларов. У данной компании есть право собственности на более чем 100 российских авиалайнеров.
Компромисса между лизингодателями и страховщиками нет, поэтому авиационной отрасли предстоит судебная битва. S&P Global оценивает потенциальный диапазон потерь по данному направлению на сумму от 6 до 15 млрд долларов.
Санкции играют против западной экономики
Глава компании Genesis Карл Гриффин (первая организация, которая возобновила лизинг самолетов после февральских событий) заявил, что западные санкции создали неприятную ситуацию для мировой авиаотрасли.
Юристы заинтересованных компаний утверждает, что многое завязано на дефолт в РФ, который пытаются инициировать западные правительства путем блокировки выплат по российскому внешнему долгу. Если он случится, то серьезно повлияет на стоимость активов. Юридические фирмы в Лондоне уже выстроились в очередь, чтобы получить контракты на разрешение споров по таким правовым вопросам.
Дубайский лизингодатель DAE Capital рассчитывает получить страховую премию за потерянные самолеты, к аналогичному решению могут прийти и другие компании, поэтому западной авиаотрасли предстоят нешуточные авиационные споры.
Западу предстоят многомиллионные судебные разбирательства
Однако, как утверждает Reuters, многие лизингодатели продолжают переговоры с частными российскими авиакомпаниями, которые в последние годы делали ставку на западный лизинг и всегда исправно платили по счетам.
Лизингодатели утверждают, что соблюдают санкции, но рассчитывают как-то разрешить вопрос с российскими компаниями, которые до 24 февраля 2022 года были прибыльными и всегда получали лизинговые контракты.
Позиция авиакомпаний РФ также прозрачна: они утверждают, что вынуждены исполнять президентский указ об оставлении западных самолетов.
Россия до февраля 2022 года занимала 4% от международного авиационного рынка, но эта ситуация может заставить игроков иначе оценивать риски. Теперь лизингодатели боятся, что аналогичный прецедент может случиться в Китае.
Данный пример подтверждает, что санкции носят двусторонний характер.
Неправовые меры против РФ создают для западной экономики неприятные прецеденты, которые в будущем могут подорвать всю систему.
Дмитрий Сикорский
лизинг
антироссийские санкции
Reuters
международное право
гражданская авиация
авиакомпании
внешняя полиика РФ