Северный морской путь. Кто будет развивать важнейшую транспортную артерию?
Не так давно Президент России провел совещание по вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации в рамках которого была поставлена задача к 2024 году увеличить объем перевозок по Северному морскому пути до 80 млн тонн, а к 2030 году – 200 млн грузов. Для сравнения – в 2021 году перевозки составили 33 млн тонн. Цели амбициозные, однако кто будет их выполнять?
В докладе Председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрия Петровича Трутнева прозвучало следующее:
Системным условием реализации проектов Арктической зоны является развитие Северного морского пути. Северный морской путь позволяет завозить необходимые материалы для строительства проектов, транспортировать сырьё и готовую продукцию, по сути, «сшивает» российский Север. Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора. Основной объём перевозки по Северному морскому пути до 2024 года должны обеспечить четыре компании: «НОВАТЭК», «Газпромнефть», «Роснефть» и «Северная звезда»
Таким образом, были обозначены направления деятельности, а также подчеркнута чрезвычайная важность данного проекта. Однако ответственными за выполнение задач были поставлены коммерческие компании, в том числе, частные, главы которых, согласно опубликованной стенограмме, даже не присутствовали на совещании.
Ранее мы писали о проблеме отсутствия механизмов единого общегосударственного стратегического планирования, ключевой задачей которой должно стать не столько разработка задач, сколько формирование механизма ответственности за их выполнение.
Для этого, на наш взгляд, необходимо создание единого государственного органа, курирующего развитие Арктики, по аналогии с существовавшим в СССР Главным управлением Северного морского пути (ГУСМП). В настоящий момент такого единого органа нет. Задачи распределены между различными ведомствами и госкомпаниями, которые, к тому же, имеют сильную загруженность на иных направлениях.
Если анализировать опыт 1930-х годов, то создание в 1932 году ГУСМП обосновывалось сочетанием экономических и военно-стратегических задач, связанных с индустриализацией и необходимостью скорейшего создания транспортной магистрали (параллельной Транссибу), связывающей запад и восток СССР в единое целое в условиях военной опасности. Данное направление было определено как приоритетное.
Территория деятельности ГУСМП в европейской части страны охватывала острова и моря Северного Ледовитого океана, а в азиатской – всю материковую территорию к северу от 62-й параллели. Практически все хозяйственные предприятия союзного значения в указанной зоне должны были эксплуатироваться ГУСМП.
Функционал ГУСМП был достаточно широкий. Так на указанной территории поручалось вести геологические изыскания, особенно на минеральное топливо, редкие и цветные металлы. Также ГУСМП объединило всё ледокольное хозяйство и приняло от Наркомвода ледоколы и ледокольные пароходы. В ведении ГУСМП функционировал ряд научно-исследовательских и образовательных учреждений: Всесоюзный Арктический институт, Институт полярного земледелия, Научно-исследовательский институт по изучению экономики Севера, Институт народов Севера, Гидрографический институт, Лётная школа в Николаеве.
Таким образом, Главсевморпуть стал мощнейшей комплексной транспортно-промышленной организацией, охватывавшей все отрасли народного хозяйства Крайнего Севера.
Благодаря ГУСМП транспортные магистрали развивались как в широтном направлении (собственно Северный морской путь), так и в меридиональном – были созданы речные пароходства по всем крупнейшим рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан. В результате были заложены основы единой водной транспортной системы в Арктике, что способствовало быстрому исследованию и освоению огромных территорий Крайнего Севера. И именно Главсевморпуть заложил основы и возможности для мощного развития мореплавания на трассе СМП на современном этапе.
Однако в 1953 году начинается постепенный процесс разукрупнения ГУСМП, которое было лишено статуса главка уровня министерства и передано в подчинение Министерства морского и речного флота. Вскоре данное министерство было разделено на морское и речное, и ГУСМП передавалось в систему Министерства морского флота. В дальнейшем функция Главсевморпути была сведена к обеспечению ледового плавания и общему руководству работой ледокольного флота в Арктике. А развитие Северного морского пути стало стагнировать.