Нас спас 2020 год
Россия выдержала первый экономический удар Запада. Очевидно, что он был наиболее серьезным и опасным. Расчет Запада был прост — вмиг обрушить нашу экономику, которая рассыпалась бы как карточный домик. Тем не менее, свои силы Запад переоценил.
Мы выдержали экономический блицкриг и теперь ведем экономическое противостояние с Западом на равных. Более того, начинаем наносить ответные удары. Теперь, когда ЕС и США исчерпали свой инструментарий, каждое новое введенное ограничение бьет по ним сильнее, чем по России.
Но почему наша страна отразила столь, казалось бы, мощный экономический удар? Ответ лежит на поверхности.
Нынешнее правительство Мишустина-Белоусова уже можно с уверенностью прозвать «антикризисным». Как только удаётся купировать последствия одного кризиса, так наступает другой. Впрочем, для нас это только плюс. Пока экономики других государств падают и не могут начать структурную перестройку, у нас она происходит.
Сегодняшние события частично можно сравнить с кризисом 2020 года. Ряд основных факторов является идентичным. Например, тогда произошло резкое падение импорта, в том числе, критического. Произошел разрыв логистических цепочек, падение спроса, замедление инвестиций. Да, причины этого были совершенно иными, но вызовы — практически идентичными.
Основных отличий было два:
1. Тогда, как мы помним, произошло беспрецедентное падение цен на энергоносители, что лишило страну значительной части экспортной выручки. Тем не менее, правительство имело возможность использовать огромные резервы для компенсации части экспортных доходов. Сейчас же, наоборот. Цена на нефть/газ — высокие, но евродолларовой ликвидности мы лишились.
2. Было очевидно, что рано или поздно произойдет восстановление внешней торговли, мировой экономики, цен на энергоносители и т.д. Сейчас, наоборот, понятно, что нынешняя ситуация — надолго. Экономика больше никогда не будет прежней. Возврат в 2021 год невозможен. Необходимо ускоренным образом развивать импортозамещение, а также активно развивать торгово-экономическое сотрудничество с Востоком
Однако, если возвращаться к краткосрочному периоду, а, именно, к экономическому блицкригу Запада, то здесь правительство применило уже проверенные в 2020 году методы.
Если говорить кратко, то они заключаются в первоочередной поддержке реального сектора экономики. То есть, стимулирование предложения. В основном это реализуется через масштабную накачку реального сектора через кредиты. В ход идут такие инструменты, как субсидирование процентной ставки, государственные гарантии, льготное кредитование и т.д. Также в этом году появился новый инструмент — отсрочка на год страховых взносов за второй и, частично, третий квартал для системообразующих компаний (общий объем оставшихся в реальном секторе средств от этой меры оценивается в 1,6 трлн рублей).
Накачка ликвидностью реального сектора экономики является первым этапом, за которым следует уже стимулирование спроса. Это осуществляется как за счет прямых адресных выплат гражданам, так и за счет все того же льготного кредитования населения (напр., программа льготной ипотеки, ставка по которой уже составляет 9%).
Подобная политика требует большого количества бюджетных средств, которые необходимо вливать как в спрос, так и в предложение. В 2020 году, несмотря на беспрецедентное падение доходов бюджета, деньги в госказне появились за счет проведения ограниченной эмиссии со стороны ЦБ РФ. Тогда Минфин выпускал ОФЗ, которые скупали госбанки, которые, в свою очередь, закладывали их в ЦБ, а регулятор выдавал необходимую ликвидность. То есть, фактически, речь шла печатании денег под нужды государственного бюджета. Пусть средства и проходили через «прокладку» в виде банков.
Сейчас острой необходимости в этом нет. Нефтегазовых сверхдоходов вполне достаточно, чтобы не просто компенсировать выпадающие ненефтегазовые доходы бюджета, но и организовать масштабную поддержку экономики, дополнительный объем которой оценивается в более, чем в 8 трлн рублей.
Cтратегия правительства в корне отличается от того курса, который реализовывался в 2014 году. Тогда правительство системных либералов пошло ровно другим путем. А, именно, урезало бюджетные расходы, а также взвинтило ставки по кредитам, зарубив многие программы льготного кредитования.
Как итог — одновременно просел и спрос, и предложение. Но, главное, тогда была заложена основа стагнации на многие годы вперед. Перспективы предложения (реального сектора) были уничтожены, а спрос мог восстановиться исключительно через импорт в случае возобновления притока в страну нефтедолларов. Единственное, чего удалось достичь сислибам — побороть инфляцию, которая в 2017 года достигла уровня в 2,5%. Однако данное «достижение» является сомнительным. Объяснять почему — не будем. Здесь и так всё понятно.
Сейчас мы видим совершенно иную картину. Правительство не обращается к заветам либерального монетаризма и, если угодно, частично реализует кейнсианский курс.
Тем не менее, давая положительную оценку действиям правительства на данном этапе, мы должны понимать, что текущий позитив ограничен по времени. Предпринимаемые меры пока что направлены исключительно на купирование текущих проблем. В значительной степени их уже удалось решить.
Теперь же начинается более важный и более сложный этап. Необходимо закладывать основы новой экономической модели, заниматься структурной перестройкой экономики, строить её совершенно на других принципах. Если в 2020 году кому-то могло показаться, что этим заниматься не обязательно, поскольку кризис рано или поздно закончится и всё вновь вернется на свои места, то теперь ситуация обратная. Возвращения назад не будет.
А что касается 2020 года, то ему, несмотря на весь негатив, мы должны быть благодарны. Именно тогда правительство получило бесценный опыт, который применило уже в более тяжелых условиях. И, как видим, результат оправдал ожидания.