Ноу-хау Варшавы: сначала деньги Украине, а уже потом конфискация активов у России
Варшава думает, что можно будет украсть российские средства без последствий для себя
Есть несколько стран, где идея конфискации российских активов ради помощи Украине особенно активно продвигалась и продвигается. Конечно, сама Украина не в счет. Ее чиновники стали это предлагать чуть ли не на следующий день после того, когда коллективный Запад объявил о заморозке российских валютных резервов на сумму около 300 млрд. долл.
Подобная мысль закрадывалась еще в начале марта в головы чиновников многих стран. Но не многие были готовы озвучивать ее, поскольку такая идея несколько крамольна. Ведь это посягательство на чужую собственность, а незыблемость права собственности — один из самых священных принципов Запада. Заморозка — другое дело. Это средство «воспитания» «неправильных» государств и «неправильных» людей. Как только государства и люди начинают себя вести «правильно», их активы размораживаются, они вновь начинают ими распоряжаться по своему усмотрению.
За океаном, в США громкое обсуждение вопроса о возможной конфискации российских активов началось в третьей декаде апреля. Прежде всего, в Конгрессе США. Там признали целесообразность такой конфискация, рассматривая ее как средство военной, экономической и гуманитарной поддержки Украины. Целесообразность очевидная, а вот легитимность опять же сомнительная.
Особенно большие сомнения возникли по поводу легитимности экспроприации валютных резервов Российской Федерации (она вступает в противоречие с рядом американских законов). Желание экспроприировать у американских политиков большое. Поэтому в ближайшее время конгрессмены займутся внесением поправок в ряд американских законов, после чего экспроприация должна стать вполне законной.
Из европейских стран раньше и громче всех о возможности и необходимости конфискации зарубежных активов России (как частных, так и государственных) стала говорить Польша. Причем именно с целью их направления на поддержку Украины. 22 апреля на эту тему высказался премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
«Вы хотите это замороженное имущество отдать обратно русским, когда настанет мир после совершенных преступлений? Я надеюсь, что на этот вопрос около 100% граждан на Западе ответят однозначно — это было бы аморально. Так что, это источник дополнительных средств, которые должны служить для восстановления Украины и должны также служить для помощи беженцам в количестве почти 11 миллионов, как рассказал мне недавно премьер Украины», — заявил польский премьер.
Да, Украине надо помогать. И Европейский Союз уже оказал немалую помощь. Но бюджет ЕС не бездонный. Надо сделать ставку на новый источник — деньги, полученные от конфискации российских активов.
«Европейская комиссия, говорит, что сегодня в бюджете нет новых средств, а в новом бюджете также нет. Определенные резервы там есть, и мы на них указываем. Но независимо от этого, я указываю на новый источник, и я хотел бы, чтобы Европейская комиссия ответила на этот вопрос. А именно, конфискация имущества Российской Федерации, находящегося в банках Западной и Центральной Европы, а также имущества российских олигархов», — отметил польский премьер.
Да, глава польского правительства прекрасно понимает, что надо подготовить законодательную базу для такой экспроприации, быстро это не получится. А время не терпит. Что делать? Премьер Польши предлагает Европейской комиссии польское «ноу-хау» — выпустить облигации, обеспеченные замороженными средствами России и граждан РФ:
«Эти средства должны использоваться уже сегодня. А если конфискацию нельзя провести быстро, например, в Польше мы принимаем для этого специальный закон, то можно подождать, а в это время выпустить облигации. Европейская комиссия не имеет никаких проблем с эмиссией облигаций. А позже эти облигации быстро погасить конфискованными средствами Российской Федерации и российских олигархов».
Начатую польским премьером тему подхватил 27 апреля замглавы МИД страны Павел Яблонский. В интервью британской газете FT он заявил, что Варшава готова безвозвратно экспроприировать доступные ей активы российского происхождения. Польский чиновник предложил перенести обсуждение этого вопроса на уровень Европейского Союза и призвать все 27 государств-членов ЕС скоординировано провести конфискацию доступных им российских активов.
В том числе распространить конфискацию на замороженные валютные резервы Российской Федерации (на евро приходится около половины всех замороженных российских резервов). И направить полученные ресурсы на поддержку Украины.
«Мы считаем, что должно быть принято политическое решение, что мы хотим идти в этом направлении и что мы готовы конфисковать эти активы навсегда. Как это делать — мы открыты для обсуждения», — заявил Яблонский.
Кажется, полякам удалось возбудить еврочиновников и членов европарламента темой конфискации российских активов. Мнение о необходимости экспроприировать активы россиян, находящихся под санкциями, высказал 5 мая президент Европейского совета Шарль Мишель.
В интервью агентству «Интерфакс-Украина» он заявил, что «абсолютно убеждён»: крайне важно не только заморозить российские средства, но и сделать возможной их конфискацию. Вместе с тем он был вынужден признать, что «юридический уровень этого вопроса не так прост».
«В ЕС существует 27 правовых систем, и во многих государствах — членах ЕС для этого потребуется решение суда. Это трудный и долгий процесс», — сказал Мишель.
73 депутата Европарламента, вдохновленных идеей такой конфискации, направили свои предложения по данному вопросу главе дипломатии Евросоюза Жозепу Боррелю. 9 мая глава этот еврочиновник заявил британской газете Financial Times, что ЕС следует рассмотреть вопрос изъятия замороженных российских валютных резервов, чтобы помочь оплатить расходы на восстановление Украины после окончания военных действий.
«Европейская комиссия заявила, что стоимость восстановления может исчисляться сотнями миллиардов евро, и столицам ЕС следует рассмотреть вопрос об изъятии замороженных валютных резервов России, чтобы помочь оплатить стоимость восстановления Украины после войны», — цитирует Борреля газета FT.
В качестве примера, достойного подражания, Боррель назвал действия Вашингтона в отношении валютных активов Центробанка Афганистана. В прошлом году эти активы были заморожены американцами в ответ на то, что их выставили за дверь из этой страны. Из 7 млрд. долларов афганских резервов разморожена была лишь половина. А 3,5 млрд. долларов Вашингтон решил направить на выплаты родственникам погибших или пострадавших в результате событий 11 сентября 2001 года.
Мол, Афганистан должен нести ответственность за террористический акт, который произошел в Нью-Йорке более двадцати лет назад. Вашингтон просто-напросто украл у Кабула половину валютных резервов. Именно по такой схеме главный европейский дипломат призывает действовать и Европейский Союз в случае с российскими активами. Только украсть не половину, а все резервы.
И вот последняя новость, касающаяся инициатив ЕС в деле оказания помощи Украине. Еврокомиссия заявила о планах выпустить новые долговые обязательства ЕС для покрытия нужд Украины. Об этом 9 мая сообщило европейское издание американской газеты Politico. Как сообщает газета, эти нужды оцениваются в 15 млрд. евро в ближайшие три месяца. За счет эмиссии долговых бумаг ЕС рассчитывает собрать 10 млрд. евро (остальные 5 миллиардов должны предоставить США). Проект выпуска обязательств планируется обнародовать 18 мая.
Уже несколько стран ЕС, включая Германию, Австрию и Грецию, высказали сомнение в том, что нужна именно такая схема финансирования помощи Украине. Они предлагают собрать необходимые деньги в каждой отдельной стране ЕС и предоставлять помощь Украине на двусторонней основе.
Эксперты высказывают предположение, что готовящийся Брюсселем проект эмиссии долговых бумаг очень напоминает предложение польского премьера Матеуша Моравецкого. Есть подозрение, что долговые обязательства будут выпущены под обеспечение замороженных российских активов.
А когда придет срок погашения ценных бумаг, российские активы из категории замороженных успеют перейти в категорию конфискованных. И денег у Брюсселя будет достаточно не только для покрытия обязательств по указанным бумагам, но и для новых траншей помощи Украине.
Валентин Катасонов