Орбан развалил нефтяное эмбарго Брюсселя
16 мая министры иностранных дел Европейского союза встретились для обсуждения запрета на импорт российской нефти, однако столь важный вопрос, тормозящий принятие шестого пакета санкций, так и не сдвинулся с мертвой точки. Все потому, что ранее Венгрия выступила против ограничений на поставки нефти.
Даже Боррель признал, что перспективы у вопроса туманные: «Мы, конечно, будем обсуждать нефтяное эмбарго, и мы постараемся разблокировать ситуацию, но я не могу этого гарантировать, поскольку оппозиция очень сильна», — заявил глава европейской дипломатии.
Не трудно догадаться, что оппозиция, о которой говорит Боррель – это Виктор Орбан, спровоцировавший развал нефтяного консенсуса. Брюссель уже без малого месяц давит на венгерского премьера, однако все бестолку. Ходили слухи даже о жестких ультиматумах упрямому венгру. Накал страстей вокруг эмбарго дошел до того, что «ястреб» экономических санкций – глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на днях лично приезжала к Орбану в Будапешт, чтобы задобрить его пряниками в виде компенсаций и других преференций, однако каждый остался при своем.
Бескомпромиссный демарш Будапешта не трудно объяснить. Во-первых, зависимость страны от российской нефти составляет около 45% в структуре импорта. То есть выше, чем в среднем по ЕС, где уровень зависимости около 25-30%. Во-вторых, у Венгрии нет выхода к морю и портов, чтобы принимать танкеры из других стран. Зато в распоряжении страны есть старый добрый советский нефтепровод – «Дружба», который позволяет получать нефть по прямым контрактам и наиболее выгодным способом транспортировки. И этот канал поставок Орбан хочет сохранить даже ценой нешуточной конфронтации с брюссельским начальством.
Через трубу из России Венгрия прокачивает около 8 млн. тонн нефти в год. Примерно столько же нефти перерабатывает и единственный в стране НПЗ Duna. Этих объемов достаточно, чтобы обеспечивать потребности внутреннего рынка, а какую-то часть нефтепродуктов еще и отправлять на экспорт.
В условиях нарастающего дефицита топлива в Европе – это козырь вдвойне. И поэтому для Орбана принципиально важно сохранить «Дружбу» с Москвой. За счет неё экономическое влияние Венгрии в Евросоюзе вырастет – покуда западноевропейские страны, отказавшиеся от нефти из России, будут вынуждены закупать её дороже у альтернативных поставщиков, хитрый Орбан обеспечит венгерской экономике меньшие издержки, а еще откроет топливную лавочку для европейских стран. Тогда давить на Венгрию с её постоянных разборками на уровне Еврокомиссии — станет сложнее.
Собственно, Еврокомиссия хочет разрушить «Дружбу» не только по соображениям санкций, но и в силу внутриполитических интриг. Брюссель, где Орбана откровенно не жалуют, давно бессилен перед «вечным» премьером, который уже 12 лет гнет свою линию вопреки европейской повестке. Санкции против России должны были «убить двух зайцев», одним из которых и является неуправляемый премьер и его нефтяной козырь. В Брюсселе хотели использовать «шестой пакет» санкций, чтобы подмять под себя нефтяные поставки и снизить политическую независимость восточноевропейских стран, в рядах которых давно зреет тихий бунт. Похожий маневр удался с Польшей, которая самовольно отказалась от поставок газа через газопровод «Ямал-Европа» и переключилась на физический реверс газа из Германии.
Есть, конечно, и альтернативный вариант решения этого спора. В Будапеште заявили, что готовы рассмотреть вариант с введением эмбарго, однако компенсации такого решения власти оценивают в круглую сумму. «Венгрия ожидает, что ЕС предложит решение: инвестиции и компенсация в размере 15-18 млрд евро за рост цен из-за эмбарго, которые сделают необходимой полную модернизацию энергетической структуры Венгрии», — заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто.
Не сказать, что для ЕС это фантастическая сумма. Однако в случае согласия на компенсации возникает две проблемы. Во-первых, это доверие. Ничто не мешает Орбану получать компенсации и под покровом ночи качать нефть и дальше. Остановить трубопроводные поставки может только демонтаж трубы или, в данном случае, блокировка нефтепровода на территории Украины, через которую он пролегает. Это, возможно, но тогда, не ровен час, Орбан введет армию на Западную Украину – «для защиты венгерского населения». Во-вторых, одобрение компенсаций на уровне Еврокомиссии неизбежно приведет к тому, что аналогичные выплаты потребуют и многие другие страны Европы, которые неизбежно понесут издержки из-за эмбарго.
Простого выхода из ситуации нет, но и Брюссель может плюнуть на все риски и сделать ход конем. Ранее Урсула фон дер Ляйен заявила, что из-за «предательства» Венгрии, Еврокомиссия может рассмотреть отказ от правила единогласия при голосовании по ключевым вопросам в Совете Евросоюза. И тогда эмбарго не потребует одобрения Венгрии или другой страны – метрополия приказала, колонии исполняют. Однако такой шаг может привести к тому, что брюссельская вертикаль даст трещину и запустит новый виток дезинтеграции ЕС.
Впрочем, есть и третий вариант, который устроит всех, включая Россию – Брюссель формально введет ограничения против российской нефти, но в действительности она продолжит поступать на европейский рынок обходным путями.