Полный запрет КПУ и торжество украинской диктатуры
Процесс декоммунизации идет на Украине полным ходом – сносят памятники, переименовывают улицы и станции метро. А 16 мая пришла новость о запрете Коммунистической партии.
Многие сочли эту информацию устаревшей – казалось, что коммунистов на Украине закрыли давно. На самом деле, КПУ продолжала существовать в условиях глубокого подполья – проводила собрания, съезды и акции к памятным датам, которые, как правило заканчивались провокациями со стороны радикалов.
Первая попытка нейтрализовать коммунистов была предпринята 35 лет назад, сразу после развала СССР. Тогда Верховная Рада первого призыва проголосовала за запрет Компартии но в 1993 году Конституционный суд Украины вернул КПУ статус политической силы. Атаки возобновились спустя 20 лет, во время так называемой «революции Достоинства», когда коммунисты выступили на стороне антимайдана, против государственного переворота и возрождающегося в стране неонацизма. Кроме того, коммунисты поддержали Донбасс. Лидер КПУ Петр Симоненко заявил с парламентской трибуны: «Опомнитесь! Там нет экстремистов и сепаратистов! Там есть люди, которые думают о будущем нашего государства».
Коммунистам объявили «крестовый поход» – в декабре 2013-го повалили памятник Ленину на Бессарабке, в феврале 2014-го сожгли дотла Центральный офис КПУ на Подоле, после чего по стране прокатился так называемый «ленинопад», начался террор, обыски и поджоги партийных офисов. СБУ тем временем собирала «улики» – фиксировала радикальные высказывания партийных лидеров, мониторила деятельность партийных ячеек в Луганской и Донецкой областях, чтобы обвинить в сотрудничестве с сепаратистами, обеспечении их оружием и вербовке в отряды боевиков. Впоследствии все так называемые «факты» стали основой для иска Министерства юстиции Украины о запрете КПУ. В итоге в 2015 году Окружной административный суд Киева заблокировал работу коммунистов. В том же году 21 мая на Украине вступил в силу «Закон о запрете пропаганды коммунистического и тоталитарного режимов» – тот самый закон о декоммунизации, который должен был окончательно поставить крест на КПУ. Но коммунисты не собирались сдаваться и подали апелляцию. Их поддержали 46 народных депутатов из бывшей Партии Регионов, которые обратились в Конситуционный суд с просьбой признать закон о декоммунизации неконституционным.
Эти две жалобы не позволили апелляционному суду принять незаконное решение. По словам Петра Симоненко, судьи понимали: как только коммунисты подадут заявление в ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека, КПУ будет восстановлена, а Украине придется платить штраф за грубейшее нарушение прав человека. При этом, лидер украинских коммунистов сослался на то, что европейские судебные инстанции уже принимали подобные решения в пользу коммунистов Турции, Венгрии, Молдовы и других государств. Как бы там ни было, но решение о запрете КПУ было приостановлено, и начались судебные тяжбы в надежде восстановить справедливость.
И вот, спустя семь лет, принято окончательное решение о запрете компартии. Понятно, что произошло это в условиях жесточайших репрессий, тотальной зачистки оппозиционного политического поля, закона о коллаборационистах, запрета так называемых «пророссийских» партий и законов военного времени, на которые сегодня можно списывать все.
Представитель Верховной Рады в Конституционном суде Ольга Совгиря сообщила, что Шестой апелляционный административный суд отказал КПУ по ее апелляции по делу, которые слушалось с 2015 года, и решение о запрете партии вступило в силу. На своей странице в соцсетях Совгиря поздравила народ Украины с «окончательной победой над эпохой тоталитаризма и торжеством демократии»…
Помнится, как в начале своей каденции президент Украины Зеленский любил повторять, что идет всего на один срок, чтобы осуществить некие масштабные демократические реформы. Но очень скоро фокус его внимания переместился на обеспечение себе пожизненного срока в условиях диктатуры. Кто-то из великих сказал, что диктатура – это злокачественная форма «звездной» болезни. А питательная среда для нее – нищее, бесправное и оболваненное общество. Это самый точный диагноз для нынешней Украины.