Психология манипуляции: 6 уроков от мастера пропаганды из США, который заявлял, что без манипуляций «демократия не работала бы»

Психология манипуляции: 6 уроков от мастера пропаганды из США, который заявлял, что без манипуляций "демократия не работала бы"

Текст будет большой. Весьма. Но рекомендуется к прочтению от начала до конца, потому что именно по этим лекалам до сих пор действует западная система пропаганды.

Взято отсюда.

Эдвард Л. Бернейс был американским бизнес-консультантом, широко известным как "отец" связей с общественностью. Бернейс был одним из тех, кто "продал" Первую мировую войну американской общественности [перед и во время ПМВ американская общественность была настроена крайне изоляционистски из раздела "нечего нашим парням погибать в грызне европейских стран" — прим. Об этом не говорят], обозначив ее как войну, которая необходима, чтобы "сделать мир безопасным для демократии".

В течение 1920-х годов Бернейс консультировал ряд крупных корпораций, помогая развивать им бизнес с помощью умело разработанных маркетинговых кампаний, направленных на влияние на общественное мнение.

В 1928 году Эдвард Бернейс опубликовал свою знаменитую книгу «Пропаганда», в которой изложил теории, лежащие в основе его успешных работ по «связям с общественностью». Книга дает представление о феномене психологии толпы и описывает эффективные методы манипулирования привычками и мнениями людей.

Книга, которой почти 100 лет, как нельзя более актуальна сегодня. Фактически, её актуальность является свидетельством неизменной природы человеческой психологии.

Один из ключевых выводов книги заключается в том, что контроль над разумом является важным аспектом любого демократического общества. Действительно, Бернейс утверждает, что без "сознательного и разумного манипулирования организованными привычками и мнениями масс" демократия просто не "работала бы".

1. Если вы манипулируете лидером группы, то люди последуют за вами

Бернейс говорит, что один из самых простых способов повлиять на мысли и действия большого количества людей — это сначала повлиять на их лидера.

Если вы можете влиять на лидеров, с их сознательным сотрудничеством или без него, вы автоматически влияете на группу, которой они управляют.

На самом деле один из наиболее твердо установленных принципов массовой психологии состоит в том, что «групповой разум» не «думает», а действует в соответствии с импульсами, привычками и эмоциями. И при принятии решения о том или ином образе действий ее первым порывом является следовать примеру доверенного лидера.

Люди по своей природе являются групповым видом. Даже когда мы одни, у нас есть глубокое чувство принадлежности к группе. Осознают они это или нет, большая часть того, что люди делают, является попыткой соответствовать идеалам выбранной ими группы, чтобы чувствовать себя принятыми и принадлежащими [к чему-либо/кому-либо — прим. Об этом не говорят].

Именно этот метод воздействия на лидера и наблюдения за тем, как люди следуют за ним, широко использовался в течение последних нескольких лет.

2. Слова обладают огромной силой: ключом к влиянию на группы является грамотное использование языка

Определенные слова и фразы связаны с определенными эмоциями, символами и реакциями. Бернейс говорит нам, что благодаря умному и осторожному использованию языка можно манипулировать эмоциями группы и тем самым влиять на ее восприятие и действия.

Играя на старом клише или манипулируя новым, пропагандист иногда может задействовать целую массу групповых эмоций.

Клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.

Например, на Западе активно используют в политической пропаганде клише вроде "борьба за свободу", "борьба против тирании", "демократия" и т.п.Обратите внимание, что практически ни одно выступление главы/представителя западного государства не обходится без использование набора приведённых выше слов и словосочетаний.

3. Любое средство коммуникации является также средством пропаганды

Любая система связи, будь то телефон, радио, печать или социальные сети, есть не что иное, как средство передачи информации. Бернейс напоминает нам, что любое подобное средство коммуникации также является каналом пропаганды.

Нет такого средства человеческого общения, которое не могло бы быть также и средством преднамеренной пропаганды.

Далее Бернейс подчеркивает, что хороший пропагандист должен всегда быть в курсе новых форм коммуникации, чтобы он мог использовать их в качестве средств преднамеренной пропаганды. [именно по этой причине все более или менее перспективные технологии для связи выкупаются "инвесторами" (как те же Whatsapp и Instagram (экстремистская организация в России), которые были моментально выкуплены Facebook'ом (экстремистская организация в России) и потом начинают активно раскручиваться для "затягивания" в свою орбиту максимально возможного числа людей — прим. Об этом не говорят]

Действительно, системы, которые у большинства людей ассоциируются со свободой слова и демократией, являются не чем иным, как средством распространения пропаганды. Фактчекеры Facebook, цензура Big Tech и баннеры с политической рекламой на YouTube, безусловно, попадают в эту категорию.

Другие примеры этого включают в себя недавние обновления алгоритмов, сделанные различными поисковыми системами (включая Google и DuckDuckGo) для наказания российских веб-сайтов. Хотя в этом нет ничего удивительного (Google уже много лет занимается такого рода «теневой пропагандой»).

4. Повторение одной и той же идеи снова и снова создает привычки и убеждения

Хотя Бернейс называет этот прием «старыми», тем не менее он признает его полезность.

Одной из доктрин психологии реакции было то, что часто повторяющийся определенный стимул создает привычку или что простое повторение идеи создает убеждение.

Повторение одной и той же идеи или одной и той же «мантры» снова и снова — это форма нейролингвистического программирования, направленная на внедрение в подсознание определенных понятий или эмоций [Украина последние 8 лет — прим. Об этом не говорят]. Действительно, людям, которые чувствуют грусть или депрессию, часто советуют повторять про себя вдохновляющее высказывание или утверждение.

Именно по этой причине в западных СМИ ведущие новостей и авторы статей в разных областях "работают" по одному и тому же сценарию, выпуская свои новости или печатая свои статьи.

5. Вещи желанны не из-за их внутренней ценности, а скорее из-за символов, которые они представляют

Изучив, почему люди принимают определенные решения о покупке, Бернейс заметил, что люди часто желают чего-то не из-за его полезности или ценности для себя лично, а скорее потому, что это представляет собой что-то еще, чего они бессознательно жаждут.

Бернейс приводит пример человека, покупающего машину. Со стороны может показаться, что мужчина покупает машину, потому что ему нужно средство передвижения, но на самом деле он покупает ее, потому что жаждет более высокого социального статуса, который приходит с владением автомобилем. По этой же причине многие покупают более дорой автомобиль, чем они могут себе позволить или им требуется для выполнения каких-то задач.

6. Можно манипулировать индивидуальным действиями, создавая обстоятельства, которые изменяют групповые обычаи

Наконец, Бернейс говорит нам, что если кто-то хочет манипулировать действиями человека, самый эффективный способ сделать это — создать обстоятельства, которые порождают желаемое поведение:

Каковы истинные причины, по которым покупатель планирует потратить деньги на новую машину, а не на новое пианино? […] Он покупает машину, потому что на данный момент у группы [социальной, к которой он принадлежит — прим. Об этом не говорят] есть обычай покупать машины. Поэтому современный пропагандист приступает к созданию обстоятельств, которые изменят этот обычай.

Например, почему вдруг все «за Украину»? По словам Бернейса, это не потому, что "идет война" и "невинные люди нуждаются в нашей любви и поддержке", а потому, что это стало новым "групповым обычаем".

Процесс изменения групповых обычаев начинается сверху вниз. В каждой нации или социальной клике есть лидеры [вспоминаем пункт 1 в статье — прим. Об этом не говорят], общественные деятели и влиятельные лица. Манипулирование теми, кто обладает наибольшим влиянием, в конечном итоге просачивается в общественное сознание. Вот почему, когда знаменитость решает надеть что-то экстравагантное на красную дорожку, в одночасье может возникнуть целая новая тенденция.

Точно так же в начале саги о СВО России на Украине СМИ быстро распространили истории о знаменитостях и общественных деятелях, осуждающих действия России и призывающих к более строгим санкциям против Москвы.

Заключение

Мир сейчас представляет собой нестабильное место. Все меняется быстро, и никто не знает, что может произойти дальше. Однако среди всего этого хаоса есть одна вещь, которая не изменилась и вряд ли изменится в ближайшее время, — это человеческая психология.

Из-за этого не изменились и тактики, используемые для манипулирования мыслями, убеждениями и действиями людей. Фактически, большинство из них были подробно изложены 100 лет назад Эдвардом Бернейсом в его книге 1928 года «Пропаганда».

Все эти пункты для манипуляций и пропаганды были использованы на Западе против России после того, как началась СВО. И продолжают использоваться до сих пор. И будет использоваться дальше.