Евросоюз – Россия: датские «бреши» европейских санкций
Вотличие от «основной» Дании, её «заморские» автономии – Гренландия и Фарерские острова – не являются членами Евросоюза. Кроме того, как и сама метрополия, не участвуют в зоне евро, сохраняя обращение датской кроны. В недавнем заявлении Правительства Фарерских островов осудило российскую спецоперацию на Украине, подтвердив, что его собственные санкции будут аналогичны мерам Европейского Союза и других «партнёров-единомышленников». Запрет заходить в порты автономии не будет распространяться на рыболовецкие суда – аналогично санкциям, введенным Норвегией. В заявлении правительства Фарер говорится, что они сотрудничают с Россией в области рыболовства на протяжении десятилетий. Двустороннее сотрудничество включает совместное управление рыбными запасами в Северной Атлантике, представляющий собой одни из крупнейших по объему промыслов в мире.
Не менее 90% объемов фарерского и гренландского экспорта в Россию составляют рыба и рыбопродукты (на 80% в этих совокупных поставках приходится на лососёвые, скумбрию, сельдь и продукты их переработки).
Более прагматичная позиция датских автономий в санкционном вопросе прослеживается ещё с 2014 года. Соответственно, фарерские и гренландские поставки рыбной продукции не подпали и под российские контрсанкции. Как отмечает управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк, «после введения взаимных санкций в 2014-2015 годах поставки только лосося из-за рубежа сократились в 5 раз. Но на замену пришли Фарерские острова, которые, конечно, покрыть все объемы импорта не могли, но восполнили его на 30-40 %».
Тем временем, по данным агентства «BCS Eхpress», в конце февраля 2022 года импорт в РФ с Фарерских островов впервые оказался под угрозой. «Экспорт фарерских морепродуктов в Россию значительно сократился с начала конфликта в Украине, о чем свидетельствует тот факт, что экспорт в марте 2022 года составил лишь одну треть от экспорта в 2021 году», – говорится в сообщении правительства. При сохранении этой тенденции убытки поставщиков могут оказаться весьма существенными: доля российского рынка в поставках фарерской и гренландской рыбной продукции уже который год превышает 40%.
Скорее всего, будет поставлено «на паузу» и сотрудничество Фарер с Евразийской экономической комиссией. Во всяком случае формально, пока продолжает действовать подписанное в Москве совместное коммюнике ЕЭК и правительства в Торхсване (столица Фарер) от 23 ноября 2021 г. о продолжении диалога и сотрудничества в целях расширения взаимной торговли на долгосрочной основе. Документ подписали министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Глазьев и министр иностранных дел Фарерских островов Йенис ав Ранна. «Евразийская экономическая комиссия высоко оценивает интерес Фарерских островов к расширению возможностей взаимной торговли с государствами ЕАЭС, – отметил С. Глазьев. – Мы приветствуем Ваш настрой на развитие не только своего экспорта на территорию ЕАЭС, но и импорта широкого спектра товаров и услуг из Союза, что, безусловно, открывает новые возможности для сотрудничества».
Сторонами отмечалось, что в союзном экспорте на Фареры преобладают рапсовое масло, нефтепродукты, тара из бумаги и картона, рыболовецкие снасти, запчасти для промысловых траулеров. Из Фарер страны ЕАЭС импортируют в основном свежую, охлажденную и мороженую рыбу, мясо рыбы и рыбное филе. В последние годы стали расти поставки в РФ и Белоруссию фарерских баранины и овечьей шерсти. При этом Йенис ав Ранна подчеркнул, что Фарерские острова «придают большое значение сотрудничеству со странами ЕАЭС на межправительственном уровне и на уровне бизнес-структур».
Более того, фарерский министр подтвердил заинтересованность в создании «в перспективе зоны свободной торговли с ЕАЭС, как важного инструмента для активизации торговых связей со всеми странами Союза». Тогда же фарерской делегации были уточнены процедуры создания такой зоны. После начала российской военной операции на Украине вышеупомянутое соглашение стороны не дезавуировали. Не упразднена и совместная рабочая группа ЕЭК и Фарерских островов по экономическому сотрудничеству, созданная в 2019 году в рамках Меморандума «О сотрудничестве» между обеими сторонами, подписанного 23 августа 2018 года. Документ предусматривает создание зоны свободной торговли. По-прежнему в силе и двустороннее рыбохозяйственное сотрудничество с датской автономией в Северной Атлантике ещё 1994 года. 30 ноября 2021 г. «Росрыболовство» и власти Фарер в рамках 45-й сессии совместной комиссии по рыбопромыслу договорились в Торхсване об очередном обмене квот на вылов водных биоресурсов на 2022 год. Российская сторона разрешила фарерским промысловикам судам ловить треску, пикшу, камбалу и ряд других видов рыб в исключительной экономической зоне РФ в Баренцевом море. В свою очередь, фарерские власти разрешили российским рыболовным судам добывать в своей рыболовной зоне путассу, скумбрию и сельдь.
Не отстают и гренландцы: поныне сохраняет действие бессрочное соглашение местных властей с РФ от 7 марта 1992 года «О сотрудничестве в области рыболовства». В рамках этого документа, 24 ноября 2021 г. Росрыболовство и гренландское правительство подписали в Копенгагене (а не в административном центре Гренландии Готхобе) протокол о квотах совместного вылова палтуса, окуня, трески, пикши на 2022 год. Обсуждалось и «состояние сырьевых ресурсов Баренцева моря, акваторий Западной и Восточной Гренландии», а также подтверждены также применяемые с весны 1992 г. технические меры регулирования совместного промысла.
Согласно информации российского ведомства, стороны договорились о совместных исследованиях в рыболовной зоне Гренландии и, кроме того, «обсудили возможности обучения в профильных вузах «Росрыболовства» гренландских специалистов». Продлён на текущий год обоюдный спутниковый мониторинг промысловых судов в зоне совместного рыбопромысла, охватывающего, с марта 1992 г. около 35% совокупной акватории Баренцева моря и Северной Атлантики.
Эти направления сотрудничества не отменены после 24 февраля с.г. Нежелание датских автономий участвовать в антироссийской санкционной истерии недавно отражено и в шведском издании SWT-Nuheter: «…Дания, член НАТО, хочет построить на Фарерских островах (к осени текущего года – Прим. ред. «ВПА») радиолокационную базу, радары которой будут регистрировать самолёты, пролетающие над регионом. Но вопрос этот деликатный», ибо Фареры «зависят от экспорта рыбы, а один из самых крупных покупателей их рыбы – Россия, которая предостерегает против того, чтобы НАТО обосновывалась в этом регионе.
…Влиятельный фарерский парламентарий Бьярни Карсон Петерсен уверен, что, если на Фарерских островах “появятся радары, мы рискуем потерять основную часть нашего экспорта в Россию. Но фарерская экономика может этого не пережить”, – подчёркивает парламентарий». Поэтому Фарерам, по прогнозу шведского издания, «придётся выбирать между Россией и НАТО». Интересен и трёхсторонний формат датской Арктической стратегии Королевства, обусловленный значительным уровнем самостоятельности Гренландии и Фарерских островов в решении многих вопросов, в том числе по части разведки и разработки минеральных ресурсов.
В новой редакции Стратегии национальной безопасности Дании прямо говорится об усилении присутствия наблюдения и вооружённых сил в Арктике и Северной Атлантике. Между тем такая тенденция противоречит национальным интересам не только самой Дании, но и других государств, по крайней мере теоретически заинтересованных в расширении трансграничного сотрудничества, не исключая совместное освоение ресурсов региона.
Несмотря на предельно узкий коридор возможностей и необходимость подтявкивать в общем санкционном вое, датские автономии стремятся сохранить хотя бы некоторые элементы самостоятельного внешнеэкономического курса в отношении России, очевидным образом противоречащего опасной линии на лихорадочную милитаризацию Арктики и Скандинавии, в том числе – путём форсированного затягивания в НАТО Финляндии и Швеции. Характерно, что марионеточные элиты этих государств совершенно не скрывают, что на мнение собственных граждан им абсолютно наплевать – никаких референдумов по ключевому для национальной безопасности этих государств вопросу изначально не предполагается. Дания – также скандинавская страна, крайне зависимая от сюзерена на противоположном берегу Атлантики, однако даже там далеко не все политики и бизнес-структуры поддерживают ужесточение антироссийских санкций (правда, делают это преимущественно в кулуарах и не под запись). Сказываются также опасения Копенгагена, что в случае чрезмерного выкручивания рук автономиям там волей-неволей задумаются о провозглашении (по примеру Исландии еще в июне 1944 г.) своей независимости от Копенгагена.
Алексей Балиев