«Атлант ссутулился»: глава АвтоВАЗа обвинил Набиуллину в срыве взлёта российского автопрома

«Набиуллина срезала российский автопром на взлете»: вице-президент

Вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак выступил с резкой критикой политики Центробанка, заявив, что высокая ключевая ставка душит отечественный автопром на пике его восстановления. Его оценка прозвучала на Петербургском международном экономическом форуме, где глава автогиганта использовал метафору: Эльвира Набиуллина «срезала российский автопром на взлете».

По словам Громака, впечатляющий рост производства и продаж 2023 года, когда АвтоВАЗу удалось преодолеть санкционное давление и значительно нарастить выпуск, сменился в 2024 году резким спадом. Продажи компании упали более чем на 30%, и вице-президент напрямую связывает это с дорогими кредитами, вызванными ставкой ЦБ.

«В прошлом году «АвтоВАЗ» произвел и продал более полумиллиона автомобилей. Рост был просто фантастический. Мы в 2022 году произвели 220 тыс. автомобилей, в 2023 – 370 тыс. Это касается всего российского машиностроения. Мы действительно сплотились и преодолели санкции, показали, что нам никакое внешнее воздействие не страшно», — подчеркнул Громак, напоминая о достижениях отрасли.

Глава АвтоВАЗа акцентировал внимание, что проблема высокой ставки особенно остра для автопрома, так как подавляющее большинство автомобилей в России приобретается именно в кредит. Удорожание займов сделало покупки машин значительно менее доступными для населения, ударив по спросу. Громак добавил, что другие отечественные автопроизводители испытывают ещё более серьёзные трудности.

«А в этом году «атлант» сильно ссутулился. На плечи ему давит высокая ключевая ставка», — резюмировал вице-президент АвтоВАЗа, рисуя образную картину состояния отрасли.

Несмотря на жёсткую критику монетарной политики и признание текущих трудностей, связанных со спадом продаж, Громак обозначил и перспективы. На полях ПМЭФ АвтоВАЗ представил публике свой новый кроссовер Lada Azimut. Вице-президент особо подчеркнул, что это не просто концептуальная разработка, а реальный, полностью собранный на конвейере автомобиль, уже готовящийся к серийному производству, запланированному на 2026 год. Azimut позиционируется как современная модель, созданная с расчетом на запросы новой аудитории.

Заявление Громака высветило острый конфликт интересов: стремление Центробанка обуздать инфляцию через дорогие деньги вступает в противоречие с нуждами реального сектора, в частности, ключевой для импортозамещения автомобильной промышленности, которая после шока 2022 года демонстрировала признаки уверенного восстановления.