Война без тумана
В написанном в первой половине XIX века трактате «О войне» его автор, Карл фон Клаузевиц, впервые использовал выражение Nebel des Krieges – «туман войны». Таким образом прусский военачальник, военный теоретик и служивший России ветеран войны 1812 года предложил обозначать неясность оперативной обстановки на поле боя или, в более широком контексте, недостоверность данных о положении на всём театре военных действий.
Несмотря на явную отсылку к затянутым чёрным пороховым дымом баталиям, сам фон Клаузевиц описывал своей поэтичной метафорой не столько состояние неведения, в котором часто оказываются командующие в отношении реальной численности и местонахождения врагов или даже союзников, сколько отсутствие понимания истинных намерений и тех, и других. Мол, в пылу сражения пойди догадайся, кто и как себя поведёт, а тут ещё этот «туман» не даёт возможности увидеть всё своими глазами.
Но иногда война не только не мешает трезво оценить происходящее вокруг, но даже наоборот, помогает разогнать тучи сомнений и способствует предельной ясности. Нынешнее противостояние Запада и России как раз из таких войн. Если раньше ещё оставались какие-то иллюзии по поводу того, что на самом деле представляет собой западный либерализм, то теперь они полностью рассеялись.
На днях секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что обстановка в мире характеризуется беспрецедентным геополитическим кризисом и запущенный Западом процесс развала глобальной архитектуры безопасности и международной договорно-правовой системы ожидаемо привел к росту напряженности во всем мире.
«Важно понимать, – подчеркнул Патрушев, – Что глобальная агрессия против нашей страны имеет не только политическое и экономическое, но и идеологическое измерение. Ситуация вокруг специальной военной операции России на Украине показывает, что неолиберализм коллективного Запада на наших глазах трансформируется в идеологию неолиберального фашизма, направленную в первую очередь на искоренение Русского мира. США и их союзники рассматривают воздействие на традиционные российские духовно-нравственные ценности и культуру в качестве одного из основных механизмов сдерживания и разрушения России».
Именно ради достижения этих целей, по словам секретаря Совбеза, Запад долгие годы наращивал поддержку Киева и сознательно подталкивал его к проведению на востоке Украины крупномасштабной насильственной акции.
При этом молниеносность и нарочитая скоординированность, с которой США и Ко развернули против нас глобальную санкционную войну лишний раз доказывает, что подготовка к ней шла давно, а события на Украине стали лишь предлогом и ширмой.
Но почему, зачем Западу понадобилась «Третья мировая», пусть и в гибридной форме? Выступая на проходящем сейчас в России просветительском марафоне общества «Знание», на этот вопрос, как всегда образно и очень точно, ответил глава МИД РФ Сергей Лавров. По словам министра, западные страны долго выдавали проходившую исключительно в их интересах глобализацию за многополярность, но:
«Как только на этих условиях по западным правилам игры стали появляться страны, которые лучше функционируют в этих сферах — это те самые центры, которые будут формировать многополярный мир, это и Китай, и Индия, и другие крупные державы, тут же Запад решил переписать условия,.. как у нас говорят, к середине футбольного матча перенести ворота».
И вот когда «участники матча» вместе с многочисленными «болельщиками» стали открыто возмущаться поведением одной из сторон, наши бывшие партнёры не придумали ничего лучшего, как превратить битву по спортивным принципам в бои без правил, чем, собственно, внесли окончательную ясность в свои намерения. Туман войны исчез и игра (если всё ещё будет позволительно использовать подобный эпитет) пошла в открытую.
Мощная, динамично развивающаяся, суверенная Россия Западу не нужна. Как не нужны сильная Индия, состоятельная Венесуэла, процветающий Иран. А у каждой из этих стран есть достаточно ресурсов, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Но им не дают. Правда, вот с Китаем вышла промашка, не уследили, ну ничего, разделаются с Россией и примутся за Поднебесную. Собственно говоря, наличие таких планов в Вашингтоне никто и не скрывает, называя КНР в ряду главных экзистенциальных угроз США.
Да что там Москва или Пекин. Американцам и их младшим партнёрам по англосаксонскому блоку не нужна даже сильная и независимая Европа. Недаром они делают всё, чтобы принудить европейцев к разрыву всяческих экономических связей как с Россией, так и с Китаем, что, по сути, равнозначно для них самоубийству.
«Экономическое аутодафе, самоубийство — это конечно же внутреннее дело европейских стран, – прокомментировал поведение Евросоюза президент России Владимир Путин, – Мы же должны действовать прагматично, исходить из собственных экономических интересов».
И в этих словах заложено намного больше обычной констатации фактов. В современном мире независимость, настоящая – политическая, экономическая, военная, а также культурная – штука довольно дорогая, и не всякому она по карману. Но дело даже не в материальных ресурсах, а в наличии свободной воли что-либо изменить. У России она есть, а вот у Европы не видно.
Впрочем, европейцы до сих пор полагают, что находятся на правильной стороне истории, на стороне победителей, им не хватает прозорливости (а может, «туман войны» застит им глаза) понять, что для своих заокеанских союзников они такой же расходный материал, каковым сейчас является Украина, и США, при случае, сольют Европу точно так же, как они сегодня вместе сливают своих киевских подопечных и украинское государство.
Все эти годы, как верно подметил Николай Патрушев, Запад стремился создать условия для установления в России подконтрольного ему режима (что до того удалось сделать на Украине и в целом ряде других государств), но наша специальная военная операция сорвала эти замыслы. Теперь мы это отчётливо видим. И несмотря на сложность нынешней ситуации, подобная ясность идёт нам явно на пользу, не давая совершать глупых ошибок в расчёте на иллюзорное добродушие западных партнёров.