Индия продолжит заменять Запад на нефтегазовом рынке РФ
Индийцам крайне интересны российские энергоресурсы, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Лунев, добавив, что у них уже есть положительный опыт с «Сахалином-1».
Индия увеличила закупки российских энергоресурсов
Индия проявляет интерес к сахалинским проектам
Индийское издание The Economics Times сообщает, что Oil and Natural Gas Corp (ONGC) обдумывает участие в торгах на приобретение доли Shell в СПГ-проекте «Сахалин-2» и доли ExxonMobile в нефтяном месторождении «Сахалин-1».
Shell принадлежит 27,5% акций «Сахалина-2», а ExxonMobile – 30% в уставном капитале «Сахалина-1».
ONGC уже владеет 20% акций «Сахалина-1», поэтому после выкупа акций у ExxonMobile, индийцы станут обладателями контрольного пакета в этом предприятии, которое добывает нефть сразу с трех месторождений.
Индийский бизнес считает, что есть возможность купить эти активы по бросовым ценам – западный капитал уходит из России из-за антироссийских санкций, а нефть и газ необходимы Индии – стране с растущей экономикой и небольшими запасами энергоресурсов.
Стоимость марки Urlas резко просела
Сотрудничество между РФ и Индией по нефти возросло после того, как многие европейские предприятия прекратили покупать российское сырье. Поставки нефти из России в Индию в мае по сравнению с мартом увеличатся в восемь раз.
Причина здесь сугубо экономическая: цены на нефть сегодня высокие, а РФ из-за решений европейских компаний вынуждена продавать Urals с серьезной скидкой, которая доходит до 30-35 долларов с барреля.
Индии интересны российские энергоресурсы
«Для Индии российские энергетические проекты крайне интересны. Индийцы зациклены на углеводородах, и это одна из базовых целей экономического курса и стратегии, прописанных в программе Нью-Дели», — заключает Лунев.
Индия является страной с быстро растущим населением и может в течение ближайших десятилетий перегнать Китай. Спрос на энергоресурсы на индийском рынке растет постоянно, вследствие чего Нью-Дели все больше смотрит на российский рынок.
«Сахалин — 1» является проектом по добыче нефти
Главное ограничение в нашем сотрудничестве заключается в расстояниях – сухопутно мы разделены Пакистаном и Центральной Азии, а морское плечо является очень длинным, причем в обоих вариантах – из Черного моря и дальневосточных портов.
Сахалинский проект на их фоне выгоден: здесь минимальное расстояние между РФ и Индией.
«К российским энергоресурсам Индия давно пристраивается, у нее уже есть доля в “Сахалине-1”, туда были вложены самые крупные индийские инвестиции в отечественный энергосектор. Индийские министры и бизнесмены уже 20 лет предлагают свои услуги по разработке месторождений в РФ, они даже были готовы отправиться в Арктику, несмотря на скепсис собственных экспертов», — констатирует Лунев.
Арктика для Индии действительно была бы спорным экспериментом: у страны нет ни таких денег, ни технологий, которые потребуются для работ на шельфе. РФ пускает туда иностранцев не просто так, а для того, чтобы получить инвестиции и импорт технологий.
Западные санкции являются фактором
Интерес индийцев к российским энергоресурсам продолжит расти, а ограничить участие Нью-Дели могут вторичные санкции США и Евросоюза. Давление на РФ со стороны западных стран продолжится и будет затрагивать наших контрагентов.
«Сахалин — 2» производит СПГ«Все зависит от того, насколько жестким будет нажим на индийские компании. Индия будет проводить политику балансирования между РФ и Западом, но давление американцев может повлиять на принятие ими экономических решений. Политически на 99% Нью-Дели не пойдет на поводу, а частные компании будут все это учитывать», — резюмирует Лунев.
Индийский энергорынок носит пестрый характер: там есть как государственные, так и частные компании. Присутствуют нефтепереработчики, работающие только внутри страны и структуры, которые имеют значительный интерес на Западе.
«Схожая ситуация была в 2018 году, когда Индия не обращала на американские санкции в отношении Ирана и продолжала сотрудничество с Тегераном в сфере углеводородов, а в 2019 вынуждена пойти на уступки США», — заключает Лунев.
Ситуация здесь сложная, а «черный» экспорт нефти из Ирана в Индию сохраняется.
Главным поставщиком сырья на индийский рынок является Ирак, у которого сегодня тесные связи с Ираном и его политическим руководством.
Индии интересны российские энергоресурсы«Иран в 2018 году был на втором месте по поставкам нефти в Индию, но в 2019 году это обрубилось. Тегеран сразу показал Нью-Дели свое недовольство и усилил сотрудничество с Пакистаном, с которым у Ирана до этого были прохладные отношения. Иранцы сделали заявление, что Индия не получит доступ к порту Чахбехар, который Нарендра Моди называл “золотыми воротами” для индийского рынка», — констатирует Лунев.
Уроки из данного опыта индийцы извлекли и будут учитывать в своих отношениях с РФ.
Дмитрий Сикорский
газовый рынок
нефтяной рынок
индийская политика
индийская экономика
сахалин-2
сахалин-1
лунев