Арабская улица и развитие политического кризиса в Израиле

Арабская улица и развитие политического кризиса в Израиле

Арабо-израильские политики рассматривают возможность объединения усилий по свержению действующего правительства Нафтали Беннета.
Министр внутренних дел Айелет Шакед раскритиковала главу оппозиционной партии «Арабский объединенный список» Аймана Одеха. «Айман Одех подстрекает против государства Израиль и его институтов. Мы не будем заключать с ним соглашения. Его место – за пределами Кнессета (парламента, – прим.) Израиля», – написала Шакед в Твиттере. Министр отреагировала на видео, размещенное вчера Одехом на Facebook, снятое у Дамасских ворот в Старом городе Иерусалима в месяц Рамадан. Одех утверждал, что арабы-израильтяне, служащие в силах безопасности, унижают свой собственный народ, и призвал их бросить оружие и уйти со своих постов.

Этот инцидент может иметь большие последствия для стабильности правящей коалиции, которая и так находится под большой угрозой. 6 апреля депутат Кнессета Идит Сильман из партии «Ямина», которую возглавляет премьер-министр Нафтали Беннет, объявила о выходе из коалиции и переходе в оппозицию. Ее шаг оставил Беннета без слабого большинства в парламенте, которое он имел до сих пор – 61 депутат из 120. Сильман закрыла дверь для всех попыток убедить ее отказаться от своего решения и остаться в коалиции. В опубликованном ею заявлении говорится: «Решение о прекращении моего пути в нынешней коалиции является принципиальным и поэтому окончательным. Я призываю своих коллег по коалиции и партии выразить позицию большинства израильтян и сформировать сионистское и националистическое правительство в нынешнем Кнессете».

Теперь Беннету грозит ничья в Кнессете, а не большинство. Тем не менее, оппозиция нынешнему кабинету состоит не только из правых депутатов парламента, поддерживающих главу оппозиции Биньямина Нетаньяху и стремящихся свергнуть Беннета. Есть также шесть членов Кнессета от арабского Объединенного списка. Лидеры партии желают падения нынешнего правительства, чтобы их соперники из исламистской партии «Раам», возглавляемой Мансуром Аббасом, потерпели неудачу в своей миссии по интеграции в коалицию (исламисты из палестино-арабской партии РААМ входят в кабинет Беннета, – прим.). При этом члены Объединенного арабского списка (оппозиционной, не входящей в правительство арабско-палестинской группировки, – прим.) также знают, что избиратели, которых они представляют, не желают возвращения Нетаньяху к власти.

В этом, собственно, и заключается головная боль некоторых членов Объединенного списка. С одной стороны, они не стали бы проливать слезы по поводу роспуска Кнессета и развала правительства во главе с Беннетом, одновременно нанося тем самым ущерб своим (арабским, – прим.) соперникам из Раам. С другой стороны, они не хотели бы, чтобы о них узнали, что они косвенно помогли Нетаньяху вернуться к власти.

Признаки этой дилеммы можно было увидеть уже в день приведения к присяге правительства Беннета-Лапида в июне 2021 года. Депутаты от Объединенного списка Айман Одех, Ахмад Тиби и Усама Саади отсутствовали на первом туре голосования на пленуме Кнессета, поэтому они не голосовали против свержения Нетаньяху или против нового правительства. Вместо этого они ждали. Они хотели убедиться в том, что правительство Беннета действительно имеет большинство. Только после этого они вернулись на парламентский пленум для второго тура голосования, где проголосовали против. На практике, де-факто, Объединенный список служил своего рода «сеткой безопасности» для нынешнего правительства, хотя никто из них не сказал бы об этом вслух.

Однако следует напомнить, что в Объединенный список входят три партии – БАЛАД, Тааль и Хадаш – и нет единого голоса, который представлял бы всех шестерых депутатов парламента. В интервью о нынешнем коалиционном кризисе член Кнессета (парламента) Сами Абу Шехаде из партии «Балад» сказал 10 апреля: «Я не думаю, что выборы – это самое худшее, что может произойти, потому что существует большая вероятность того, что Объединенный список усилится». Член Кнессета Аида Тума-Сулейман из Хадаш заявила после выхода Сильмана из коалиции: «Я бы распустила нынешнее правительство с того момента, как оно продолжило расширять поселения, углублять оккупацию, красть землю и угнетать мой народ». Сам Одех сказал 9 апреля: «Я рад, что после целого года, когда мы находились в политической пустыне, теперь все за нами ухаживают, и это приятно». Тем не менее, он отказывается взять на себя обязательство голосовать за роспуск Кнессета. «Если кто-то думает, что мы будем сотрудничать с Нетаньяху для конструктивного вотума недоверия, то у нас нет шансов», – продолжил он.

Как отреагировала входящая в правящую коалицию партия «Раам»? Ее лидер, Мансур Аббас, обсудил новую политическую ситуацию в интервью каналу N12. Он заявил: «Сегодня меня беспокоит то, сможем ли мы сохранить влияние, которое у нас есть, и те достижения, которых мы добились для арабской общины, и именно это меня беспокоит. Я не войду в правительство с Нетаньяху, нынешнее партнерство еще не исчерпало себя. Если Объединенный список думает, что роспуск Кнессета и возвращение Нетаниягу к власти – это благо для арабской общины, благословенны их сердца».

Похоже, что давление, оказываемое на Объединенный список, – давление, направленное на то, чтобы не распускать правительство, исходит и изнутри арабской общины, от многих активистов и глав арабских местных органов власти. Они призывают все арабские партии вместе с Раам выработать стратегию, которая позволила бы сохранить нынешнее правительство.

Глава арабского местного органа власти на севере Израиля, беседовавший с N12 на условиях анонимности, предупредил, что без такой стратегии «мы получим главного подстрекателя расизма Нетаньяху вместе с двумя расистами (депутатом Кнессета Бецалелем) Смотричем и (депутатом Кнессета Итамаром) Бен-Гвиром».

(Возможно, главная причина, по которой арабская община скорее не желает развала правящей коалиции, в другом. Раам, используя свою поддержку кабинета Беннета, добилась выделения 30 млрд. шекелей из госбюджета Израиля на развитие арабского сектора. Это крупная сумма, которая является серьезным аргументом в пользу того, чтобы арабская улица и политики не выступали за развал правящей коалиции. Среди 9 млн. граждан Израиля арабов приблизительно 2 млн. и многие голосуют за арабские партии, включая Объединенный список, не входящий в правящую в Израиле коалицию, и Раам, который в нее входит. Еще свыше 5 млн. палестинских арабов не имеют израильского гражданства и не участвуют в израильских выборах – они проживают на Западном Берегу реки Иордан, в условиях израильской оккупации, или в Секторе Газа в условиях израильской блокады, – прим.).

В то время как многие активисты продвигаются в этом направлении, есть и другие, менее оптимистичные в отношении возможности сохранения нынешнего правительства.

Общественный и политический активист Саеб Маваси сказал в беседе с «Аль-Монитор»: «Правительство может просуществовать несколько месяцев и сумеет принять конкретные решения, которые не будут экстремальными для той или иной стороны, но в конечном итоге произойдет взрыв, потому что ему будет трудно выжить. На данный момент Объединенный список должен обеспечить своего рода сеть безопасности и не спешить с роспуском Кнессета, пока они не увидят, как дует ветер».

В отличие от него, министр регионального сотрудничества Иссави Фрейдж в беседе с «Аль-Монитор» выразил оптимизм: «По моей оценке, им не хватит 61 голоса для роспуска правительства, и летом мяч перейдет на поле переговоров по бюджету. Именно там будет решаться будущее правительства». На переговорах по бюджету члены Объединенного арабского списка (не входящего в правительство Беннета в отличие от Раам, – прим.) выдвинут свои требования в качестве условия принятия бюджета или предоставления сети безопасности, что может помочь правительству остаться в неприкосновенности.