Политолог оценил вероятность расширения блока БРИКС после заявления главы МИД КНР

Глава китайского МИД Ван И выступил с предложением запустить процесс расширения БРИКС, чтобы повысить влияние объединения, а также внести вклад в поддержание мира. Какие страны могут присоединиться к организации и каковы ее перспективы развития, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики.


Политолог оценил вероятность расширения блока БРИКС после заявления главы МИД КНР

Во время онлайн-встречи участников стран БРИКС глава МИД КНР Ван И предложил начать процесс расширения содружества. Китайский министр внутренних дел отметил, что такой шаг поможет продемонстрировать открытость и инклюзивность объединения, повысит представительность и влияние объединения во всем мире.

Политолог Олег Бондаренко в комментарии для «Слово и Дело» подчеркнул, что расширение и взаимная интеграция – это ключевое условие развития любой крупной организации, в особенности такой как БРИКС. Он отметил, что многие страны мира были бы рады попробовать себя в новом качестве участниц такого международного объединения.

«Вообще, любая организация развивается только тогда, когда расширяется. Именно по этой причине, есть большие сомнения в наличии будущего у Европейского союза, потому что он не расширялся с 2013 года, когда в состав ЕС вступила Хорватия. На сегодняшний день есть основания полагать, что ЕС исчерпал свой интеграционный потенциал. БРИКС – это более молодая организация, международная, не имеющая географической привязки. Естественно, давно пора эту организацию расширять. Тут вопрос в том, что конкретно имел в виду министр иностранных дел Китая, когда намекал на расширение БРИКС? Логично предположить, что, когда он говорил про расширение, он имел в виду Пакистан – в противовес Индии. Но надо понимать, что сейчас очень много стран захотят попробовать себя в новом качестве – это и Мексика, и Саудовская Аравия и даже Турция», — объясняет политолог.


Политолог оценил вероятность расширения блока БРИКС после заявления главы МИД КНР

Многие эксперты восприняли инициативу китайского министра внутренних дел как попытку создания блока, который мог бы посоперничать с НАТО, который сегодня тоже стремиться к расширению. Однако политолог Олег Бондарев подчеркивает: лидеры стран БРИКС едва ли будут строить свое объединение на принципах противодействия американскому блоку. В этом смысле намного важнее сформулировать собственные интересы и ценности. Именно тогда самоценная организация сможет продуктивно развиваться в глобальном политическом и экономическом поле.

«Любая конфронтация контрпродуктивна. Понятно, что создание собственного мира, альтернативного американоцентричному миру, будет воспринято в штыки. Но это уже вопрос тех, кем это будет воспринято в штыки. А концепция «Давайте вместе дружить против Америки» ни к чему хорошему не приведет. Это вредная история, и она не будет эффективна. Надо проявлять солидарность и собирать различные страны вокруг некой позитивной повестки», — подчеркнул эксперт.

Вместе с тем политолог отметил, что пока молодое объединение БРИКС слишком «сырое» и не может соперничать с уровнем интеграции того же Евросоюза. Сегодня внутри БРИКС нет свободной торговли между странами-участницами, нет единой таможенной зоны и единой валюты.

Однако лидер активно стремятся к развитию, и расширение блока стало бы важнейшим шагом в этом направлении. Потенциально БРИКС, которая объединяет в себе пять стран, экономически составляющих треть мирового ВВП, 41,5% населения планеты и 27% суши, может стать сильнейшим экономическим блоком современности, учитывая трудности, с которыми сегодня сталкиваются западные объединения.

«Страны БРИКС — это слишком разные страны, которые довольно сильно удалены друг от друга, имеют откровенно мало общего между собой, а в некоторых случаях и враждуют, как, например, Китай и Индия», — заключил эксперт.

Напомним, что накануне председатель КНР Си Цзиньпин в обращении к участникам встречи глав МИД БРИКС отметил, в нынешних условиях важно выступать против гегемонизма и политики силы, противостоять менталитету холодной войны и блоковой конфронтации.