Турция сталкивается с продовольственным кризисом
Фермеры Турции призывают к срочной помощи в связи с растущим продовольственным кризисом. Сельскохозяйственные производители Турции борются с непомерным ростом цен.
Фермеры Турции призывают к срочной помощи в связи с растущим продовольственным кризисом. Сельскохозяйственные производители Турции борются с непомерным ростом цен. Он грозит новым ударом по производству продовольствия в стране на фоне и без того галопирующей инфляции.
Весна в самом разгаре на раскинувшихся плодородных полях Полатли, недалеко от столицы Турции, Анкары. Но яркое небо и буйство зелени скрывают уныние местных фермеров. Они борются со стремительно растущими затратами, вынудившими многих из них оставить свои пахотные земли незасеянными.
На протяжении многих лет Полатли был одним из основных регионов Турции по производству и экспорту лука. Но в этом году он может не оправдать своего потенциала. Мурат Биркан, местный фермер, говорит, что себестоимость его продукции выросла более чем на 300% и достигла 2,5 турецких лир за килограмм лука по сравнению с 0,6 лир в прошлом году. «Я сократил количество удобрений на четверть по сравнению с прошлым годом. Раньше я вспахивал землю дважды, теперь – один раз. Естественно, все это скажется на урожае», – сказал Биркан изданию «Аль-Монитор».
Подобные жалобы распространены среди фермеров по всей Турции. Стоимость турецкой валюты резко упала с 2018 года, увеличивая стоимость импорта и разжигая инфляцию. В падении лиры, которая только за 2021 год потеряла более 40% своей стоимости по отношению к доллару, в первую очередь винят противоречивую финансовую политику правительства. Экономические потрясения, вызванные пандемией COVID-19 и событиями в Украине, только усугубили беды турецкой экономики. Она в значительной степени зависит от импорта, особенно в части энергоносителей.
В марте годовая потребительская инфляция в Турции достигла максимума за два десятилетия и составила 61,1%, а продовольственная инфляция превысила 70%. Только в марте цена на дизельное топливо – важнейший ресурс, используемый фермерами, – выросла на 32%. Годовая инфляция производителей, тем временем, достигла почти 115%.
Рост цен происходит на фоне давних структурных проблем в сельскохозяйственном секторе страны, включая растущую зависимость от импортных материалов для производства кормов и удобрений и несовершенную товарную цепочку от ворот фермы до потребителя, благодаря которой посредники получают непомерные прибыли.
В марте цены на удобрения выросли от 233% до 344% за год, а цены на корма – на 130%, заявил 1 апреля Семси Байрактар, глава Союза сельскохозяйственных палат Турции. Цена на дизельное топливо за тот же период выросла на 249%, а цена на электроэнергию, используемую для орошения, выросла на 103%, добавил он.
«Мир стоит на пороге большого продовольственного кризиса. Страны, которые не являются самодостаточными, не смогут пережить этот кризис», – предупредил Байрактар, призвав правительство принять срочные меры для поддержки фермеров. Власти также должны обуздать «произвольное повышение цен» розничными торговцами, сказал он, отметив, что в марте разница между ценами на ферме и в розничной торговле достигла более 300% на некоторые основные продукты, такие как лимон, салат и петрушка, и более 200% на огурцы, чечевицу и фасоль.
В Полатли сельскохозяйственный инженер и производитель Хасан Килинч сказал, что средние затраты производителей за год выросли примерно на 250%. «Таким образом, капитал, который необходим производителям [для поддержания производства продуктов питания], намного больше по сравнению с прошлым годом. Эта потребность должна быть срочно удовлетворена», – сказал он «Аль-Монитору». Примерно 20% пахотных земель в регионе остались незасеянными, а около половины засеянных полей получили лишь 50% от стандартного количества удобрений, отметил он.
Некоторые фермеры, тем временем, страдают еще больше, поскольку не могут продать свою продукцию, в основном из-за низких цен, предлагаемых посредниками. Многие производители цитрусовых в южной провинции Адана «разорены, потому что не смогли продать свои лимоны даже за 0,3 лиры (за килограмм), хотя их себестоимость достигла 1 лиры», – сказал Аль-Монитору Айхан Барут, член парламента Аданы от основной оппозиционной Республиканской народной партии (РНП).
По мнению Гюлюмхан Гюльтен, журналистки, специализирующейся на экономике, в основе нарастающих проблем в сельскохозяйственном секторе лежит ошибочная политика правительства. Политика Анкары сделала сектор зависимым от импорта и не смогла защитить местных фермеров и мелких производителей, сказала Гюльтен в интервью Аль-Монитору. Она отметила, что правительство задерживает выплаты фермерам в рамках программ поддержки сельского хозяйства, которые по закону должны составлять не менее 1% от валового внутреннего продукта, и при этом невыплаченные суммы составляют более 220 млрд. лир ($15 млрд.). Более того, призывы фермеров к снижению налогов, например, на дизельное топливо, остались без ответа, в то время как Анкара готова предложить налоговые льготы в других областях.
«На сегодняшний день долги фермеров составляют около 170 млрд. лир ($11,6 млрд.). А поскольку цены на все средства производства резко выросли на фоне обвала турецкой лиры, [многие] фермеры пришли к такому состоянию, когда они предпочли бы отказаться от производства или вообще не обрабатывать свои поля», – сказала Гюльтен.
Точное число фермеров в Турции трудно определить из-за широкого распространения незарегистрированного труда в этом секторе, но исследование TEPAV, аналитического центра в Анкаре, показывает, что в октябре 2021 года число фермеров, имеющих социальное страхование, составляло около полумиллиона человек, что почти на 12% меньше, чем год назад и примерно на 50% меньше чем в 2013 году.
Орхан Сарибал, депутат от РНП, входящий в парламентскую комиссию по сельскому хозяйству, сказал, что в последние годы многие фермеры покинули свои поля и переехали в крупные города, столкнувшись с безработицей и бедностью. «Постоянно закупая продукцию за рубежом, правительство вынудило своих фермеров конкурировать с мировыми рынками, вместо того чтобы защищать их. Это главная причина [упадка] сельского хозяйства в стране», – сказал он изданию «Аль-Монитор».
Теперь даже проправительственная пресса бьет тревогу по поводу риска продовольственного кризиса, а Министерство сельского хозяйства, по сообщениям, разрабатывает меры.
По словам Сарибала, продовольственный кризис в Турции назревал уже давно. По его мнению, в настоящее время ситуация с предложением вызывает меньше опасений, а более серьезной проблемой является спрос из-за падения покупательной способности потребителей. «Основным аспектом этого продовольственного кризиса является снижение доступа потребителей к продуктам питания из-за их низкого уровня доходов в противовес очень высокой стоимости производства», – сказал он. Что касается предложения, то он отметил снижение производства некоторых основных продуктов питания, таких как молоко, яйца, красное мясо и пшеница.
По данным TURK-IS, ведущей конфедерации профсоюзов, порог голода – или стоимость здорового и сбалансированного питания – в феврале вырос до 4 553 лир для семьи из четырех человек, превысив минимальную месячную зарплату в 4 250 лир ($290).
Такое положение дел Сарибал расценивает как продовольственный кризис. «Из 20 миллионов трудоспособного населения Турции 43% зарабатывают минимальную зарплату», – напомнил он, добавив, что эти семьи сталкиваются также со стремительно растущей арендной платой и коммунальными платежами. «Если сегодня люди собирают овощи, выброшенные продавцами на рынках, или покупают 200 граммов мяса вместо килограмма… Я называю это продовольственным кризисом», – добавил он.
Цены на энергоносители и продукты питания выросли во всем мире после событий в Украине, но Гюльтен подчеркнула, что тревожные звонки все громче звучат в Турции, где цены на продукты питания, за исключением молочных продуктов, растут быстрее, чем в других странах, согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. «Такое впечатление, что в нашей стране идет война, – заметила она. – Поддержка производителей и увеличение объемов производства – единственный выход из этого продовольственного кризиса, который очень характерен для Турции».
Килинч выделил подсолнечник, сахарную свеклу, хлопок, кукурузу, лук, картофель и тепличные продукты в качестве стратегических продуктов питания, предупредив, что из-за глобальной продовольственной чрезвычайной ситуации Турции, возможно, придется компенсировать любое сокращение их внутреннего выращивания в этом году за счет импорта. По его словам, правительство должно срочно оказать поддержку производителям и принять меры по оживлению сектора и предотвращению ухода фермеров с рынка, иначе Турция может оказаться в гораздо более тяжелой ситуации в будущем.