«Война больших стрел». Крылатая ракета «Калибр» отрабатывает «на отлично», на очереди «Калибр-М»
«Войной больших стрел» в американской военной периодике часто называют конфликты, где на характер и исход боевых действий активно влияет дальнобойное высокоточное оружие. Советский Союз, а следом за ним и Россия, несмотря на колоссальную огневую мощь армии, долгое время не считались участниками клуба стран, способных решать судьбу войны за счёт высокоточных массированных ударов по удаленной тыловой инфраструктуре. Собственно, этот условный «клуб» по-настоящему состоял из одного единственного государства — Соединенных Штатов Америки. СССР проектировал и производил крылатые ракеты ничуть не хуже, но основной упор был сделан на противокорабельный вариант, для успешной борьбы с многочисленными авианосными группировками. Поэтому именно знаменитой ракете «Томагавк» довелось стать настоящей «звездой» всех многочисленных военных столкновений, развязанных США за последние четыре десятилетия. После крушения Советского Союза, при котором Штаты, заметим, так ни разу и не пустили крылатые ракеты (КР) в дело, ни одна страна, бросившая вызов США, не могла не учитывать «фактор «Томагавков». То есть огромную вероятность того, что важнейшие военные и гражданские объекты на её территории будут, скорее всего, методично разрушены, даже без массированного применения ударной авиации.
Американское «единоличие» в этом вопросе казалась незыблемым и бесконечным. Но всё перевернулось в один день, точнее в ночь с шестого на седьмое октября 2015 года. Тогда малые ракетные корабли самой «мирной» Каспийской флотилии нашего ВМФ, отправили громкий ракетный привет сирийским «бармалеям». Судя по истошным воплям в стримах и пабликах боевиков, они это послание оценили с большим чувством. Премьера крылатой ракеты «Калибр» корабельного базирования вышла успешной и очень эффектной. Так что календарный рубеж с 6 на 7 октября можно считать своеобразным «водоразделом». Датой, когда США «де-факто» утратили монополию на массированное боевое применение высокоточного дальнобойного оружия. Заодно «Калибры», что называется, прокачали возможности Каспийской флотилии, повысив её акции от сторожевой группы кораблей, до флотского соединения, способного решать большие стратегические задачи.
Крылатые ракеты «Калибр» (ОКБ «Новатор)»настолько плотно вошли в лексикон военных хроник последнего времени, что даже пожалуй слегка вытеснили из них знаменитые «Томагавки». Обе ракеты, если иметь в виду их прототипы, начали разрабатывать с середины семидесятых. У американцев дела шли побыстрее. «Томагавк» отлично вписывался в их наступательную военную доктрину и его быстро довели до стадии, когда крылатые ракеты этого типа «пеклись, как сосиски», прямо по заветам нашего незабвенного Никиты Сергеевича Хрущёва. После окончания «Холодной войны», когда Америка без всякого стеснения стала давить неугодные ей режимы, «Томагавки» превратились в главный расходный материал любой заморской экспедиции армии и флота США.
У будущих «Калибров» к тому времени дела катились, как и у всей страны — по наклонной. Ракету, фактически в рамках личной инициативы, к 1993-у году с горем пополам довели до предсерийной стадии, но на этом всё серьезно застопорилось. Хотя успехи американского аналога в ближневосточных конфликтах как бы говорили, что дело-то совсем не безнадежное, и при правильном подходе могущее дать в руки операторов мощнейший геополитический инструмент. Причем куда более гибкий и применимый, чем ядерная триада, которая суть есть последний довод — оружие «Судного дня». Да и коммерческий эффект от собственных «томагавков» мог быть очень даже недурственным. Так собственно и случилось, когда в нулевых на военных выставках активно стали выставлять экспортные вариации будущих «Калибров», серии «Club-Э». У «Клаба» сразу нашлись покупатели. Ими традиционно стали Алжир, Вьетнам, Индия и Китай. Но и тогда западные специалисты не решались признать, что у «Томагавка» по ту сторону океана появился «злой брат-близнец».
Все изменилось в октябрьскую ночь 2015-го. Попытка облить российские крылатые ракеты грязью в военных журналах, где как по команде выпустили статьи о неэффективности системы, была парирована публикацией кадров с камер средств объективного контроля. Насмешливые публикации стали выглядеть очевидной глупостью и вскоре совсем исчезли, а «Калибры» исправно «попадали в колышек», «влетали в форточку» и в общем вели себя так, как и положено дальнобойному высокоточному оружию. С тех пор в боевых условиях уже выпущено несколько сотен отечественных крылатых ракет, и они стали весьма действенной частью новой геополитической реальности.
Теперь на очереди модификация «Калибров», с литерой «М». Их начали разрабатывать четыре года назад и с тех пор дело значительно продвинулось. К модернизации ракет были привлечены специалисты концерна «Алмаз-Антей». Должны подрасти все основные показатели ракеты: от дальности применения (до 4500 км), до способности противостоять системам РЭБ и противоракетному оружию. В связи с крахом Договора по РСМД «Калибр-М» наверняка будут производить и в виде наземного комплекса. Сегодня иностранные эксперты называют «Калибры» в числе самых действенных и эффективных огневых средств армии РФ, оказывающих влияние на большую политику. Среди любителей появился даже своеобразный термин — «калибровка».