О перспективах «Москвича»
На прошлой неделе стало известно, что французский автоконцерн Renault передал площадку «Рено Россия» (бывший АЗЛК) правительству Москвы. После этого было объявлено, что на автозаводе будет возобновлено производство «Москвичей». Возможно, даже уже в этом году.
Тем не менее, говорить о полноценном возрождении известного бренда нельзя. Точнее, можно говорить именно о марке, под которой будет выпускаться автомобиль. Однако что будет за ней — главный вопрос
В настоящий момент завод «Автофрамос» (бывший АЗЛК) не в состоянии производить собственные автомобили. Нет никаких производственных линий, даже законсервированных, не говоря уже о конструкторском бюро.
АЗЛК был способен осуществлять исключительно сборку модели Renault Arkana. Однако взять данную модель и выпускать под брендом «Москвич» не получится, поскольку компания-поставщик кузовных деталей Alpha Automotive Technologies прекратила деятельность в России. На АЗЛК же шла исключительно отвёрточная сборка.
Далее имеется несколько вариантов.
Первый. Привлечение китайского автоконцерна. В настоящий момент власти Москвы, КамАЗ и Минпромторг ведут переговоры сразу с несколькими китайскими компаниями. С JAC Motors, FAW, BYD. Данный марки практически не представлены на российском рынке.
В том случае, если переговоры завершатся успешно, то китайцы предоставят свои платформы, на которых будет собираться «Москвич». Правда, это ничем не будет отличаться от того, что происходило с АЗЛК при «Рено». Фактически китайцы будут поставлять комплектующие для крупноузловой сборки. Ни о каком развитии отечественного автомобилестроения в этом случае говорить не придется.
А ведь именно сейчас у русского авиапрома появился уникальный шанс на возрождение. И связан он, в первую очередь, со вступлением мировой автомобильной промышленности в новый этап своего развития, сопровождающейся увяданием традиционных автомобильных брендов.
Единственный аргумент «за» китайцев состоит в том, что азиатский концерн может зайти на существующие мощности максимально быстро, что позволит сохранить как трудовой коллектив, так и производство. Впрочем, российская сторона рассчитывает договориться с китайцами в течение двух недель. Если не получится, то «придется» заниматься «Москвичом» самостоятельно.
Второй вариант. Производством «Москвича» будет заниматься КамАЗ. Соответствующие компетенции у КамАЗа есть. Нет только опыта серийного производства легковых автомобилей. Единственная разработка КамАЗа — электрокар «Кама», однако его производство предполагается начать не ранее 2024-2025 года.
Отметим, что у КамАЗа есть опыт сотрудничества с китайским концерном JAC (с которым ведутся переговоры по «Москвичу»). Так, КамАЗ локализовал некоторые китайские технологии при производстве среднетоннажных грузовиков «Компас».
Запуск завода с нуля потребует нескольких лет разработки новых моделей и вливаний сотен миллиардов рублей. Только в разработку. Это более сложный путь. Зато более эффективный и полезный для нашей экономики.
Вопреки распространенному мнению, в России нет никакого отставания по технологиям автомобилестроения. Если говорить точнее — по производству моделей дешевого и массового сегмента. Условного аналога Lada Granta. Даже сейчас ту же «Гранту», как и ряд других моделей, АвтоВАЗ способен производить самостоятельно. В сентябре возобновится полностью импортозамещенное производство модели Lada Vesta (уже средний сегмент).
В разработке и налаживании производств подобных моделей нет ничего сложно. Единственное условие — наличие относительно емкого внутреннего рынка. В России он, разумеется, есть и немаленький даже по мировым меркам. Автомобили массового сегмента успешно производят даже такие государства, как Иран и Узбекистан.
В России же внутренний рынок позволяет создать сразу несколько отечественных автомобильных брендов и, следовательно, несколько конструкторских бюро. Одного АвтоВАЗа мало. В таких отраслях, как автомобилестроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение и т.д необходима конкуренция между КБ.
Это прекрасно понимали и в Советском Союзе, что позволяло производить лучшие в мире самолеты. Например, ИЛ-86 по своим характеристикам превосходил американский аналог Boeing-747.
Даже если брать КамАЗ, то, несмотря на все успехи автоконцерна, ему все равно нужна конкуренция в виде того же «Урала». То, что иностранные грузовики в значительной степени уйдут сейчас с российского рынка — это хорошо, поскольку КамАЗ делает не хуже автомобили, чем у той же шведской Scania, но если закрываться в себе — то это путь в никуда.
Легковое автомобилестроение также нуждается во внутренней конкуренции. Если у АвтоВАЗа и появились сейчас неплохие компетенции, то без конкуренции с другими КБ волжский автомобильный завод начнёт через какое-то время деградировать. Протекционистские меры государства — это хорошо, но без прогресса в долгосрочной перспективе они бесполезны.
Русскому легковому автомобилестроению нужно 3-4 конструкторских бюро как минимум. Как было сказано выше, базовое условие в виде емкости внутреннего рынка для этого имеется. Более того, имеются отличные перспективы экспорта в государства Африки и Латинской Америки. Например, на Кубе все чаще можно встретить наши Лады и УАЗы.
Таким образом, возрождение бренда «Москвич» должно произойти не путем перенаклеивания марки с китайской модели. За возрождение должно стоять собственное конструкторское бюро, собственные производственные линии, максимально возможная доля отечественных комплектующих и т.д. Да, на это потребуется время. Не менее трех лет.
Но если ничего не делать и пытаться пересесть с европейской иглы на китайскую, то о развитии промышленности и экономики в целом можно забыть.