Укропольша или Полуукраина?
Ещё ни разу на моей памяти визит главы одного государства в другое не заканчивался столь успешно. Это о поездке президента Польши Анджея Дуды в Киев. Его выступление в Верховной Раде, встреча с Зеленским и последовавшие за этим шаги украинского руководства наделали много шума.
Главный итог польского дипломатического блицкрига таков: президент Украины анонсировал внесение на рассмотрение украинского парламента законопроекта об особом правовом статусе граждан Польши на Украине.
«Мы родные, и между нами не должно быть границ или барьеров. Украинский и польский народы ментально границы давно не разделяют. Поэтому мы решили в ближайшее время воплотить это в соответствующем двустороннем соглашении», – заявил Зеленский, сопровождая представление в Раде, не побоюсь этого слова, эпохального документа.
Отныне граждане Польши на Украине смогут:
1. Быть избранными на выборные должности и быть назначенными в органы государственной власти и местного самоуправления.
2. Занимать должности в государственных стратегических предприятиях и концернах с полным доступом к секретным данным.
3. Быть назначенными на должность судьи и судьи Конституционного суда.
Кроме того, силовые ведомства двух стран начнут взаимодействовать теснее, точнее, украинские силовики будут интегрированы в польские структуры, а поляки получат право экстерриториальной юрисдикции на Украине.
А что же получают украинцы? Единственная «кость», которую согласно законопроекту предлагается «бросить» украинским гражданам – договорённость упростить пересечение границы между странами.
«По моему глубокому убеждению, пора заключить новый договор о добрососедстве, который учтет то, что мы построили в наших отношениях хотя бы в течение последних месяцев. Нынешняя ситуация на Украине показала, что сеть автомобильных, железнодорожных дорог и другие виды транспортного сообщения между Украиной и Польшей работают недостаточно хорошо. Польско-украинская граница должна объединять, а не делить», – произнёс Анджей Дуда по этому поводу, выступая в Верховной Раде.
По сути речь идёт о польско-украинской унии, точнее, о первых шагах по её реализации. При этом уния явно односторонняя. Украина предоставляет полякам расширенные права, но о предоставлении украинцам в Польше таких же прав на основе взаимности речи не идёт.
«Что это значит? Сдача суверенитета под благие намерения? Неужели наша власть осознаёт, что это уже всё?», – пишут с полным ощущением очередной «зрады» авторы украинского тг-канала «Легитимный».
Впрочем, в этом деле существуют и некоторые нюансы. Так, в том же выступлении в Раде Дуда пообещал украинцам помощь Польши в процессе вступления в Евросоюз.
«Польша сделает всё возможное, чтобы помочь Украине стать членом Европейского союза», – отметил польский президент, добавив при этом, что «только Украина имеет право решать своё будущее» и никаких решений по Украине без её участия не должно быть.
А между тем не далее как вчера министр-делегат при МИД Франции по европейским делам Клеман Бон заявил, что процесс возможного вступления Украины в ЕС может продлиться 15–20 лет. Но ведь очевидно, что такого количества времени для ожидания у Украины просто нет. Неужели слова главы польской республики это очередной трёп и лапша на уши доверчивым украинцам?
Думается, в этот раз Дуда не соврал. Поляки действительно помогут (готовы помочь) Украине стать частью ЕС, правда, обходным путём. Для этого всё менее «Незалежной» сначала придётся стать частью чего-то другого. Чего-то, что уже и так находится в Евросоюзе. И в этом вопросе Варшава готова подставить Киеву своё «братское» плечо. Украина (какая-то её часть) войдёт-таки в Европу, как вновь обретённая территория Польши.
Более того, дабы доказать серьёзность своих намерений, официальная Варшава, и ранее неоднократно выступавшая адвокатом Украины, перешла на какой-то новый уровень наглости, потребовав от Норвегии поделиться «сверхдоходами» в пользу украинских братьев.
«Одни только избыточные прибыли – превышающие среднегодовой показатель за последние годы – прибыли от нефти и газа маленького пятимиллионного государства, которым является Норвегия, превышают 100 млрд евро. Они (норвежцы) должны поделиться этой избыточной, гигантской прибылью. Дорогие норвежские приятели, это не нормально, это не справедливо. Это все равно что жирование, случайное, очевидно (война на Украине – не вина Норвегии), но это опосредованное жирование на происходящем, на спровоцированной Путиным войне. Они должны этим немедленно поделиться. Я не говорю, что обязательно с Польшей – с Украиной, с теми, кто больше всего пострадал от этой войны. Разве это не нормально?», – заявил в эти выходные премьер Польши Матеуш Моравецкий.
Таких запредельных дерзости и нахальства даже привычные к специфической польской манере решать вопросы европейцы, конечно, не ожидали и опешили. Единственным, кто решился хоть что-то возразить, оказался государственный секретарь МИД Норвегии Эйвинд Вад Петерссон, произнёсший довольно жалкую «отповедь» Моравецкому про нечастных норвежских пенсионеров.
«Доходы от экспорта нефти и газа в основном поступают в пенсионный фонд для будущих поколений. Но несмотря на увеличение прибыли от продажи нефти размер фонда сократился приблизительно на 550 млрд норвежских крон, отчасти из-за падения фондового рынка. Норвежская экономика также пострадала от повышения цен на электроэнергию и бензин. Вместе с тем Норвегия уже внесла значительный вклад в поддержку Украины и будет продолжать вносить еще больший вклад», – заявил норвежский дипломат.
Но поляки на этом, конечно же, не успокоятся и продолжат требовать от Европы оплатить их расходы по слиянию с Украиной. Впрочем, в этой ситуации мне нисколечко не жалко европейцев, скорее наоборот. Кроме того, есть у меня ощущение, что анонсированный украинский закон может иметь далекоидущие побочные последствия.
Я совершенно не удивлюсь, если у «пакта Дуды-Зеленского» обнаружатся некоторые секретные протоколы, согласно которым, в случае дальнейшего продвижения союзных войск ВС РФ и НМ ЛДНР вглубь подконтрольной украинской власти территории и непосредственной угрозы потери, скажем, Киева, в силу вступит некая договорённость о вхождении польских войск на Украину и объявлении о создании «Союза Украины и Польши». Возможно, в форме протектората или какой-то иной международно-признанной вариации на тему слияния и поглощения. Такая себе Укропольша или Полуукраина.
Смысл сего действа ясен. Польша получает то, что давно хотела, Украина (её элита) спасает свои капиталы от русских, Запад потирает руки, оттяпав (как им кажется) значительный кусок Украины и не дав поглотить его России. Ставки при этом делаются на то, что воевать со страной НАТО Москва не решится. Вполне рабочий план. И даже если кому-то он покажется слишком фантастичным, то спешу вам напомнить, что 23 февраля 2022 года не было ни одного человека, который мог бы себе представить, как развернутся события уже на следующий день. Так что невозможное вполне возможно, особенно если оно соответствует чьим-то геополитическим интересам.