Hизкие цены «Газпрома» для Германии спасли Польшу от катастрофы
Польша не переплачивает за российский газ по реверсу из Германии благодаря низким ценам «Газпрома» для ФРГ. Об этом заявил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Польша 23 мая официально разорвала соглашение с РФ о поставках газа. По мнению эксперта, это решение Варшавы не несло никакой смысловой нагрузки, кроме символической, поскольку физически «Газпром» не поставляет газ полякам с апреля. Однако руководству этой страны очень хочется оставлять за собой последнее слово в любом споре с Россией, чтобы продемонстрировать политическую принципиальность. При этом Пикин убежден, что Польша не действует себе во вред, потому что получает тот же российский газ, но по другим направлениям.
«Не сильно-то и во вред – они продолжают получать тот же самый газ российский, только по реверсу. Раньше это был физический реверс через Германию, сейчас это виртуальный реверс через других покупателей, согласившихся платить в рублях. По сути они показывают свою политическую позицию, что они против любой схемы, которую предлагает Россия. Но так было всегда – поляки особенно отличаются любовью ко всему российскому», — отметил Пикин.
Цена газа для Польши, поставляемого через Германию даже по виртуальному реверсу, может быть такой же, как по Ямальскому контракту с «Газпромом», считает эксперт. Причиной этого является стоимость ресурса для контрагентов российской компании из ФРГ. Немцы получают российский газ дешевле, чем кто-либо в Евросоюзе, и могут попытаться заработать на его перепродаже, в том числе Польше по стоимости, к которой та привыкла.
«Дороже ли это, дешевле или так же – сложно сказать, потому что мы не знаем условий контрактов. Если они из Германии закупают, то, может быть, это не сильно и дороже, потому что немцы покупали самую низкую цену в Европе. По факту они продолжают покупать через реверс у стран, платящих по предложенной «Газпромом» схеме», — заявил Пикин на Rutube-канале «Sputnik на русском».
Аналитики рынка энергетики обратили внимание, что Польша ни на день не прекращала импорт газа российского происхождения. После перекрытия поставок «Газпромом» поляки переориентировались на реальный, а затем и на виртуальный реверс, поступившись собственными принципами отказа от всего российского.