Как Путин отучил Польшу переписывать историю и провоцировать «войны памяти» с Россией
18 мая 1921 года между большевики подписали мирный договор с поляками. Большевистская Россия и получившая свою самостоятельность Польша, этим договором, названным Рижским, признавали легитимность друг друга.В этом году Рижскому договору исполнилось сто лет, однако эта юбилейная дата прошла на удивление тихо и незаметно.
Так почему же Польша, которая пользовалась любой возможностью «укусить» Россию, представить её этаким вселенским злом, устраивала «войны памяти» по любому поводу, на этот раз упустила роскошный повод устроить скандал, выставляя Россию «имперским агрессором» и требуя от Кремля материальных компенсаций, извинений и покаяния.
Хотя повод был, ведь российская сторона высказалась о событиях столетней давности откровенно и безо всякой дипломатичности.
Причиной советско-польской войны была названа экспансия Польши, стремившейся возродить государственность в границах первой Речи Посполитой— то есть с украинскими, белорусскими и прибалтийскими территориями.
Не так уж и давно польская правящая элита использовала любые и менее значимые поводы для устройства скандала, однобоко трактуя историю. Однако в этот раз в Варшаве предпочли не нарываться и благоразумно промолчать.
Видимо предпочли не нарываться, памятуя о том, к какому репутационному удару по Польше привели попытки «морально уничтожить» Владимира Путина, демонстративно не приглашая его на мероприятия в память о Холокосте.
Напомним, что в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войны, президента Путина не пригласили на мероприятия в честь юбилея освобождения лагеря смерти в Освенциме. Страна —правопреемница СССР, Красная Армия которого освободила Освенцим, стала в компании стран НАТО и Евросоюза лишней.
Путин полякам этого не спустил и очень эмоционально и резко напомнил Польше об антисемитизме в её руководстве, о шашнях Пилсудского с Гитлером и о вкладе самой Польши в развязывании Второй Мировой войны.
Особенно громко прозвучало определение «антисемитская свинья» в адрес тогдашнего посла Польши в Берлине, который подхрюкивал Гитлеру в его идеях решения «еврейского вопроса». Чтобы полыхнуло до самых до окраин.
Полыхнуло. «Антисемитская свинья», а вместе с ней и шляхетское двуличие прогремели на весь мир, только едва ли это обрадовало польскую власть. Ведь первым источником информации был Путин — лицо с обложки журнала «Форбс» со стопроцентной узнаваемостью. Польша только оправдывалась и оборонялась.
После нанесенного тогда удара, желания устраивать прения на исторические темы с Москвой, у Варшавы заметно поубавилось. А ведь в запасе у российского лидера есть ещё темы для лекции Польше.
Рассказ о том, как поляки указывали украинцам и белорусам на этнический состав Политбюро СССР и призывали бросать этих «ж***обольшевиков» и идти под Польшу, прозвучал бы особо эффектно.
Видимо, польское руководство учло такую угрозу… и предпочло не лезть под руку. Вполне себе работоспособный способ, который можно использовать во внешней политике России не только с Польшей, но и с прочими любителями переписывать историю.