Знаменитому бомбардировщику Б-52 — 70 лет! Как советские ракеты оставили чёрную метку в его безупречной боевой биографии.
Это единственный в мире ударный самолёт, который оставляет за собой участок "лунного пейзажа", общей площадью более двух квадратных километров. За особый стиль ковровых бомбардировок, боевые вылеты этой машины на профессиональном сленге назывались "прогулкой слонов". Это самый старый на сегодня бомбардировщик, который не просто числится на балансе ВВС США, но и составляет важнейшую часть стратегических сил Соединенных Штатов. И это единственный образец военной техники, в честь которого назван один из самых популярных в барах мира коктейлей. У его алкогольного "тёзки" есть одна любопытная особенность. Он подаётся горящим. Казалось бы, небольшая деталь, но как много она говорит о популярности и долгой боевой истории знаменитого "стратега" Б-52. Семьдесят лет он помогал и продолжает помогать Штатам диктовать непреклонную военную волю в разных частях планеты. Но по-настоящему ярко и массово горел лишь однажды — в ходе войны во Вьетнаме.
В апреле 1952 года прототип стратегического межконтинентального бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress (ХВ-52) впервые совершил пробный полёт на заводском аэродроме фирмы Боинг в Сиэтле. Активная деятельность бомбардировщиков той поры длилась совсем недолго, что видно на примере предшественников, Б-36 (11 лет в строю) и Б-47 (22 года). Мало кто тогда думал, что новому детищу "Боинг" уготована столь продолжительная боевая биография.
Свою первую войну "Стратокрепости" начали в середине 60-х, в рамках серии операций "Arc Light", в небе Южного и Северного Вьетнама. Первые "прогулки слонов" обходились для Б-52 вообще без потерь. Американские лётчики в шутку говорили, что сокрушить Вьетконг им может помешать лишь нелётная погода. Но в ноябре 1968 года настроение шутить как-то само собой улетучилось. Осколки ракеты советского комплекса С-75 серьезно повредили Б-52Д, базировавшийся на тайской базе У-Тапао. Формально он не был сбит, однако машина в итоге пошла на запчасти.
Но самая "жара" для "Стратокрепостей" началась поздней осенью 1972 года, когда командование USAFпосле продолжительной паузы решило возобновить бомбардировки Северного Вьетнама. К операциям "Linebacker1,2" было привлечено более 120 этих огромных самолётов. В ноябре 1972 года в джунгли на границе Таиланда и Камбоджи рухнула первая "Стратокрепость" официально признанная США в качестве жертвы комплекса С-75. Потом это превратилось в дело привычное, и даже, в каком-то смысле рутинное.
По настоящему "чёрной" для Б-52 выдалась ночь с 18 на 19 декабря 1972 года, во время массированного налёта (90 машин) на северовьетнамскую столицу, тысячелетний Ханой. Эти крайне опасные для жизни полёты потом назвали "Рождественскими бомбардировками". В Ханое американских лётчиков ждали, и отнюдь не как дорогих гостей к святкам. К утру 19 декабря 1972 года шесть огромных восьмидесятитонных машин грустно пускали чёрные струи дыма среди пышной тропической растительности Индокитая. Ещё шесть получили повреждения, мало совместимые с дальнейшей лётной карьерой. Потеря сразу шести "стратегов" за один налёт не случалась с USAF со времён Войны в Корее. Лётчики на базе "Андерсен" на Марианских островах (Гуам) после этой ночи подняли что-то вроде мятежа, призывая командование пересмотреть самоубийственную практику массированных бомбардировок районов с активно действующей ПВО. Всего легендарные отечественные комплексы С-75, по мнению Министерства ВВС США, сбили 15 "Стратокрепостей". Советское командование уверенно заявляет о 32, а вьетнамцы говорят как минимум о 60. Американцев уже ловили на вранье по поводу сильного занижения потерь в Корее, в чем они сами не так давно признались. Так что советская статистика выглядит хоть как-то приближенной к реальности.
В дальнейшем по боевым причинам был потерян лишь один Б-52, во время Первой войны в Персидском заливе. Всего "Стратокрепости" принял участие как минимум в девяти конфликтах и боевых потерь больше не понесли. Последний бомбардировщик был произведен ещё 60 лет назад, и до сих пор в строю находятся около 70 экземпляров (В-52Н). На сегодня срок их службы продлён до начала 2030-х годов. Основным изменением по сравнению с прошлым веком стала возможность нести высокоточные боеприпасы. Специалисты ВВС США и Пентагона уверены, что во-первых, он точно переживёт своих "преемников", бомбардировщики Б-1Б "Лансер" и "стелс" Б-2 "Спирит", и во вторых, что он встретит в строю, хоть в каком-то виде, свой столетний юбилей. Такая биография поневоле заслуживает уважения, но почему-то не удивляет, что единственная её черная страница написана ракетами советских ЗРК. Вот вечно нам неймётся!
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!