Взвешенный подход Индии к российско-украинскому конфликту вызвал гнев Вашингтона

Взвешенный подход Индии к российско-украинскому конфликту вызвал гнев Вашингтона

Подход Соединенных Штатов к Индии после начала украинского кризиса вновь разжег исторические обиды Индии на Вашингтон. Но контакты других крупных держав, таких как Россия и Китай, с Нью-Дели иллюстрируют растущее влияние Индии в международных делах. После российского ввода войск на Украину в феврале Белый дом пытался заручиться поддержкой санкций против России и дипломатически изолировать ее. Хотя у администрации президента Джо Байдена было мало надежды на то, что Индия будет придерживаться этих санкций, Нью-Дели открыто изучал способы их обхода, а также воздерживался от осуждения России в ООН.

Но Индия действовала осторожно, отказываясь оказывать какую-либо поддержку российскому вводу войск, и вместо этого призывала к диалогу между Россией и Украиной для разрешения конфликта. Помимо того, что Нью-Дели не хочет обидеть Украину, страну, с которой у Индии также хорошие отношения, она не хочет, чтобы ее считали сторонником действий России или отходом от традиционной внешней политики Индии, заключающейся в неприсоединении.

Тем не менее, взвешенный подход Индии вызвал гнев Вашингтона. Соединенные Штаты попытались представить украинский конфликт как конфликт между единым фронтом демократических государств и изолированной авторитарной Россией. Осторожное, устойчивое сотрудничество Нью-Дели с Москвой подорвало этот имидж, наряду с дипломатической помощью Китая России и более широкой поддержкой России на глобальном Юге.

11 апреля госсекретарь США Энтони Блинкен раскритиковал Индию за нарушения прав человека государственными чиновниками на совместном брифинге для прессы с министром обороны США Ллойдом Остином, министром обороны Индии Раджнатхом Сингхом и министром иностранных дел Индии Субраманьямом Джайшанкаром. Комментарии вызвали немедленную критику в индийских политических и общественных кругах, особенно потому, что официальные лица США не предупредили, что этот вопрос будет обсуждаться. Замечания Блинкена последовали за усилением критики на Западе в последние несколько лет по поводу предполагаемого отступления Индии от демократии при премьер-министре Нарендре Моди, который пришел к власти в 2014 году. Это усилило враждебность среди многих сторонников Моди по отношению к исторической роли Запада в Индии за последние несколько столетий.

Чувствуя трения, другие крупные державы попытались извлечь выгоду из разногласий между Соединенными Штатами и Индией. Россия была особенно восприимчива к нейтралитету Индии в отношении Украины и в последние месяцы быстро увеличила экспорт нефти в Индию по сильно заниженным ценам. Это еще больше дополнило годы растущих энергетических связей между Индией и Россией посредством сотрудничества в области нефти, природного газа, угля и ядерной энергетики, а также увеличения импорта товаров между двумя странами за пределами энергетического сектора.

Индия также в течение многих лет была крупнейшим экспортером оружия из России, что стимулировало широкое военное сотрудничество. Традиционная поддержка Россией Индии в ООН, несомненно, будет продолжаться благодаря приверженности индийского правительства сохранению торговли.

Взаимодействие ЕС и Индии. Европейский союз, как и США, пытался убедить Индию занять более жесткую позицию в отношении России, и 28 марта он заявил, что «не доволен» отказом Индии осудить Россию за «вторжение на Украину». Но ЕС в значительной степени ограничил свою критику и вместо этого сосредоточился на стратегии установления более конструктивных связей с Индией.

В 2020 году для улучшения отношений было принято Стратегическое партнерство ЕС-Индия: дорожная карта до 2025 года, а в апреле 2021 года была обнародована Стратегия сотрудничества ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе, в которой основное внимание уделяется расширению взаимодействия с Индией. Месяц спустя Индия и ЕС провели виртуальную встречу, чтобы возобновить усилия по заключению соглашения о свободной торговле и развитию экономических отношений.

А в начале этого месяца Моди провел турне по трем странам Европы. 2 мая в Берлине состоялись шестые германо-индийские межправительственные консультации, на которых обсуждались глобальная безопасность и расширение двусторонних отношений. 4 мая в Копенгагене прошел второй саммит между Индией и Северными странами, в котором приняли участие лидеры Дании, Исландии, Финляндии, Швеции и Норвегии. Позже в тот же день Моди вылетел в Париж, чтобы встретиться с недавно переизбранным президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Налаживание связей с европейскими государствами через двусторонние и многосторонние форумы, а также более широкие инициативы с ЕС помогли Индии сбалансировать усилившееся давление, с которым она в настоящее время сталкивается со стороны Соединенных Штатов, а также демонстрируют готовность Европы взаимодействовать с Индией, несмотря на разногласия.

Индия и Китай. Возможно, самым важным для Индии будет то, как конфликт на Украине изменит ее отношения с Китаем. Критика Соединенных Штатов в адрес Индии в последние недели не осталась незамеченной Пекином, который уже более 80 лет имеет различные пограничные конфликты с Индией. С 2020 года китайские и индийские военные ведут напряженное и опасное противостояние на некоторых участках спорной границы.

Кроме того, поддержка Китаем Пакистана, у которого есть собственные территориальные споры с Индией, а также предоставление Индией безопасной гавани для духовного лидера Тибета Далай-ламы (Китай аннексировал Тибет в 1951 году и с тех пор сохраняет контроль над регионом) традиционно вызывали трения между Пекин и Нью-Дели.

По мере роста могущества Китая и Индии с начала века их пересекающиеся сферы интересов в Азии также стали более заметными. Но две страны сохранили возможность для дипломатии, и продолжающиеся вспышки на их границе мало что сделали, кроме как укрепили статус-кво. Индия доказала, что китайские военные не сдвинутся с места, даже если рост мощи и влияния Китая в последние десятилетия был бы более существенным в глобальном масштабе. Напряженность несколько снизилась после самого ожесточенного периода китайско-индийского пограничного противостояния с 2020 по 2021 год. Это привело к восприятию китайской «дипломатии добрососедства», которая стремится соблазнить Индию с помощью экономических инициатив, и она взяла верх над конкурирующими «дипломатиями». «дипломатия крупных держав», которая направлена ​​на использование более решительных мер, чтобы заставить Индию принять региональную гегемонию Китая.

Любая китайская политика, направленная на ослабление напряженности в отношениях с Индией, проистекает из опасений Пекина, что Индия вступит в формальный союз безопасности с Соединенными Штатами, что серьезно подорвет китайские амбиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Четырёхсторонний диалог по безопасности (сокращённо «Четырёхсторонний»), в который помимо Индии и США входят также Япония и Австралия, до этого пока не дошёл. Но относительно внезапное создание в 2021 году альянса безопасности AUKUS между США, Великобританией и Австралией показало, что вызов планам Китая в регионе все же возможен.

Шок от заявления AUKUS явно подтолкнул Китай к поиску более сердечных отношений с Индией. Пакистан остается главной заботой Индии, в то время как Китай больше внимания уделяет борьбе с Соединенными Штатами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перемирие между Нью-Дели и Пекином позволило бы им переориентировать свою внешнюю политику на решение наиболее важных проблем, поскольку последствия вторжения на Украину возвещают новый мировой порядок.

Хотя Индии и Китаю будет трудно урегулировать свои разногласия, существует несколько путей, которые могут способствовать улучшению их отношений. Поощрение Индии к более активному участию в китайской инициативе «Один пояс — один путь» (ОПОП) помогло бы создать конструктивные экономические стимулы для укрепления более позитивных отношений между двумя странами. И Индия, и Китай также являются членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) наряду с Казахстаном, Кыргызстаном, Пакистаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, международным политическим, экономическим блоком и блоком по вопросам безопасности.

Россия, у которой хорошие отношения как с Индией, так и с Китаем, пользуется возможностью продемонстрировать свою дипломатическую мощь, выступая посредником в спорах между Нью-Дели и Пекином в международной организации без участия Запада.

Значение Индии для крупных держав. Ясно, что крупные державы все чаще стремятся ухаживать за Индией благодаря растущему авторитету страны в международных делах. По прогнозам, второй год подряд Индия станет самой быстрорастущей крупной экономикой в ​​мире. Но давление со стороны Вашингтона в связи с реакцией Нью-Дели на украинский кризис также показало ограниченность «горячего и холодного» подхода Соединенных Штатов к Индии.

Вооруженные силы США угрожали Индии во время индо-пакистанской войны 1971 года и ввели санкции против Индии и Пакистана после их ядерных испытаний в 1998 году. Индия и Соединенные Штаты также расширили двустороннее сотрудничество за последние 30 лет благодаря своей поддержке демократического процесса, настороженности в отношении стратегии Китая в Азии и усилиям по борьбе с исламским экстремизмом в регионе.

Растущее партнерство Индии с Россией в сфере безопасности, дипломатической помощи, энергетики и более широкого торгового сотрудничества объясняет, почему Нью-Дели не откажется от своей приверженности неприсоединению. Вместо того чтобы признать эти реалии, Вашингтон удвоил критику политики, проводимой Индией.

Внешняя политика Индии будет по-прежнему позволять ей привлекать к сотрудничеству все другие крупные державы. Хотя это включает в себя поддержание многообещающих отношений с Соединенными Штатами, отсутствие каких-либо дополнительных стимулов для Индии означает, что усилия администрации Байдена по изменению внешней политики Индии останутся тщетными.

ДЖОН П. РУЭЛ