В Азии формируется новая военная антиамериканская ось

В Азии формируется новая военная антиамериканская ось

Китай, Россия и Северная Корея начинают координировать свои военные действия против азиатских союзников Америки. Прежде всего, возникают вопросы о том, координировали ли Китай, Россия и Северная Корея свои действия против Южной Кореи в начале этой недели.

СЕУЛ. Российские и китайские военные самолеты пролетели над Южной Кореей во вторник 24 мая вечером, а сегодня утром 25 мая Северная Корея провела испытательный пуск трех баллистических ракет. Инциденты заставили японских, южнокорейских и американских военных планировщиков нахмурить брови, потому что это совпадение событий имеет безошибочный прецедент: последовательность событий точно отражает серию совместных китайских и российских полетов, которые предшествовали северокорейским испытаниям межконтинентальных баллистических ракет 24 марта.

В то время как вопросы связаны с координацией между Пекином, Москвой и Пхеньяном или ее отсутствием, учитывая, что никакая официальная архитектура безопасности не связывает три страны, время событий выглядит далеко не случайным. Во вторник президент США Джо Байден посетил Японию, завершив первую поездку в Азию за время своего президентства после трех дней пребывания в Южной Корее. В Японии Байден представил новую Индо-Тихоокеанскую экономическую программу под руководством США, встретился на высшем уровне с лидерами диалогового блока Quad по вопросам безопасности и в шокирующем заявлении сказал, что США будут защищать Тайвань военными средствами в случае китайского вторжения.

Хотя кураторы Белого дома опровергли это заявление, человек, знакомый с военными делами, сообщил Asia Times, что Байден пытается дать понять Пекину, что США не будут применять тот же подход невмешательства к китайскому вторжению на Тайвань, который они использовали в Украине. По словам источника, до российского ввода войск на Украину 24 февраля Вашингтон и Лондон заявили, что не будут воевать за Украину, что могло повлиять на принятие решений Россией. Таким образом, Байден, возможно, пытается отговорить Пекин от любых военных авантюр вокруг Тайваня, сигнализируя о меньшей «стратегической двусмысленности» и большей «стратегической ясности». Он, безусловно, работает над тем, чтобы сплотить демократических союзников против России, одновременно укрепляя связи в области безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.

Но эти различные шаги могут вызвать непреднамеренный отпор, поскольку азиатские державы, объединившиеся против США, стремятся улучшить свою собственную военную координацию. Отвечая на вопрос о возможном появлении в регионе двух противоборствующих трехсторонних силовых группировок, отставной южнокорейский генерал Чун Ин-бум сказал, что не знает, происходит ли этот сдвиг, но признает риски, которые может представлять такая конфигурация. «Это страшный вопрос — Южная Корея, США и Япония против Китая, России и Северной Кореи», — сказал Чун в интервью Asia Times, — «Это плохой знак»

По данным Объединенного комитета начальников штабов Южной Кореи, 24 мая в 7:56 два китайских бомбардировщика H-6 вошли в идентификационную зону ПВО Южной Кореи, или KADIZ, с северо-запада Иеодо, затопленной скалы к югу от корейского острова Чеджу. Затем они покинули зону около 9:33 утра. Право собственности на риф оспаривается между Китаем и Кореей, а Сеул содержит военно-морскую базу на Чеджу, популярном месте отдыха. Корея подняла свои собственные военные самолеты, чтобы следить за боевым вылетом. Позже два китайских боевых самолета присоединились к четырем российским боевым самолетам, включая два бомбардировщика Ту-95, и вместе вошли в КАДИЗ в 9:58. Затем они покинули зону в 10:15.

Хотя министр обороны Японии Нобуо Киси выразил «серьезную озабоченность» по поводу полетов, которые прошли через часть Японского моря, новость вызвала лишь умеренный интерес. ПВО — это геометрия, нарисованная в одностороннем порядке и не имеющая силы в международном праве. Ни Южная Корея, ни суверенное воздушное пространство Японии, то есть пространство над ее территорией, простирающееся на 12 морских миль от береговой линии, не были нарушены.

Но сегодня утром начальники региональных оборонных ведомств снова были в состоянии боевой готовности, когда Северная Корея провела испытательный пуск трех баллистических ракет, в том числе предполагаемой межконтинентальной баллистической ракеты, или МБР. Ракеты были выпущены из Сунана, недалеко от Пхеньяна и международного аэропорта столицы, между 6:00 и 6:42. Утренние пробные стрельбы состоялись всего через несколько часов после отъезда Байдена из Токио во вторник вечером. В типичном ответе Объединенный комитет начальников штабов Южной Кореи назвал запуски «серьезной провокацией». Источник, знакомый с военными делами, который говорил с Asia Times на условиях анонимности, поскольку у него не было разрешения на общение со СМИ, был уверен, что китайские и российские учения были скоординированы, но сомневался, что Северная Корея присоединилась к сговору.

Тем не менее, сегодняшние и вчерашние события в точности зеркальны – с точки зрения вовлеченных сторон; сами инциденты; и последовательность действий Китая, России и Северной Кореи два месяца назад, в марте. 23 марта через КАДИЗ пролетели китайские военные самолеты. Российские военные самолеты пролетели через КАДИЗ на следующий день, 24 марта, ровно через месяц после ввода войск на Украину. Также 24 марта, через несколько часов после пролета российских самолетов, Северная Корея провела испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты, что стало первым испытанием такого дальнобойного оружия с 2017 года. Почти идентичные паттерны 23/24 марта и 24/25 мая могут быть просто совпадением. В конце концов, в этом году Северная Корея провела 19 ракетных испытаний, а Китай и Россия совершили несколько полетов в воздушном пространстве вокруг полуострова, где возникла точка возгорания. Представитель министерства национальной обороны в Сеуле подтвердил Asia Times, что в январе китайские и российские военные самолеты имели место аналогичный полет, но он не располагал более широкими данными о количестве инцидентов и не подтвердил дату. В этом месяце Северная Корея провела шесть ракетных испытаний. Ранее боевые вылеты российской и китайской авиации состоялись 11 ноября 2021 года. Испытаний северокорейских ракет в этом месяце не проводилось.

По мере того, как Вашингтон расширяет свою сеть региональных оборонных союзов — от двусторонних оборонных договоров с Австралией, Японией и Южной Кореей до недавних многосторонних договоров Quad и AUKUS — региональные конкуренты, похоже, тоже смыкают ряды. Хотя Китай и Россия имеют прочные оборонные связи и имеют схожие доктрины и военное оборудование, они не связаны никаким формальным договором. Однако после гигантских военных учений «Восток-2018» на Дальнем Востоке России они проводят все больше совместных учений. Их текущие совместные учения включают как воздушный, так и военно-морской компоненты.

Более того, в феврале, за три недели до конфликта на Украине, Пекин и Москва объявили о «безграничном партнерстве», которое было четко определено вопросами безопасности: оба поддерживали позиции друг друга по Тайваню и экспансионизму НАТО и критиковали AUKUS. Независимо настроенная Северная Корея тесно сотрудничала как с СССР, так и с Китаем во время Корейской войны, но, хотя она разделяет антиамериканскую позицию Пекина и Москвы, в последующие десятилетия она стремилась к стратегической независимости. «Китайцам и русским не очень нравится северокорейская ракетно-ядерная программа», — сказал Андрей Ланьков, российский эксперт по Северной Корее, преподающий в сеульском университете Кукмин. военные действия в регионе. Тем не менее, Китай и Северная Корея поддерживают взаимный договор, который восходит к эпохе после Корейской войны. Ни у одной страны нет такого договора с другой страной. А недавние события предполагают, что Северная Корея может снова заключить договор с Китаем и Россией.

В январе Китай и Россия заблокировали попытки США в Совете Безопасности ООН ввести дополнительные санкции против Северной Кореи. И Китай, и Северная Корея отказались осудить ввод войск России на Украину или присоединиться к западным санкциям против Москвы. Но насколько три страны находятся на одной волне в том, что касается их продолжающихся действий в оборонной сфере, остается загадкой. «Китайцы и русские провели совместную пресс-конференцию о совместных кабинетных учениях в 2018 году, и вопрос о третьей точке триангуляции, Северной Корее, очень интересен», — сказал сингапурский консультант по безопасности Александр Нил, — «Трудно подтвердить предположение, но время вылетов и пусков интересно, и это произошло дважды». Ланков задался вопросом, повлияло ли на ситуацию изменение глобальной ситуации после конфликта на Украине. «До 24 февраля я бы посмеялся над этим», — сказал Ланьков, имея в виду трехсторонние меры безопасности, — «Но теперь я не так уверен».

Туман непрозрачности вокруг возможного появления антиамериканской оси, естественно, существует. «Китайцы неофициально отрицают какую-либо координацию с северокорейцами», — сказал Чун, — «Но между китайцами и русскими существовала определенная координация, и было бы логично, если бы китайцы и русские уведомили северокорейцев о своих воздушных учениях, а уведомление само по себе является координацией». Эти вопросы не останутся незамеченными генералами и адмиралами. «Все, кто занимается безопасностью, должны думать о наихудших сценариях», — сказал Чун.

ЭНДРЮ СЭЛМОН