Поворотный момент: Тихоокеанский регион поставлен Китаем перед выбором, который будет определять его жизнь на десятилетия
Тихоокеанские страны, находящиеся в центре геополитического перетягивания каната между Китаем, США и их союзниками, на этой неделе окажутся перед необходимостью принять важное решение
Это была неделя, когда всё изменилось. В течение многих лет аналитики по вопросам безопасности и политики предупреждали о росте влияния Китая в Тихом океане. Официальные лица, представляющие Пекин, работали медленно и по большей части тихо в малых островных государствах, разбросанных по бескрайнему Тихому океану, укрепляя союзников, финансируя инфраструктурные проекты, проводя согласованную индивидуальную дипломатию.
Но на этой неделе Пекин ускорил темп.
Утечка масштабного пакта об экономике и безопасности показала, что Китай надеется подписать соглашение с 10 тихоокеанскими странами, которое может коренным образом изменить баланс сил в регионе, охватывающем почти треть земного шара. Теперь тихоокеанские страны стоят перед выбором, который определит судьбу региона на десятилетия вперед.
«Беспрецедентный марафон»
Всё началось с объявления о том, что министр иностранных дел Китая Ван И отправится в «чрезвычайное и беспрецедентное» путешествие по Тихому океану с 26 мая по 4 июня и посетит 8 стран за 10 дней. Ван прилетел на Соломоновы острова в четверг, а в пятницу уже отправился в Кирибати и Самоа; Фиджи, Вануату, Тонга, Папуа-Новая Гвинея и Тимор-Лешти ждут его на следующей неделе.
Некоторые страны, которые посещает Ван, такие как Кирибати, были одними из самых трудных для посещения во время пандемии, поскольку тихоокеанские островные страны, опасаясь разрушительного воздействия ковида на свои хрупкие системы здравоохранения, ввели одни из самых строгих в мире мер по закрытию границ и до сих пор закрыты для посетителей.
«Для них это настоящий подвиг», — сказал доктор Джордж Картер, научный сотрудник отдела тихоокеанских дел Австралийского национального университета, добавив, что этот визит «превзошёл любую другую дипломатию с точки зрения оптики за последние два года. Чтобы министр иностранных дел отправился в такую страну, как Кирибати, которая все ещё находится в международном карантине, чтобы министр иностранных дел встретился с Фиаме [Наоми Матаафа, новый премьер-министр Самоа], который в качестве премьер-министра не встречался с министрами или лидерами Австралии или Новой Зеландии, говорит об очень многом».
Джонатан Прайк, директор программы Тихоокеанских островов Института Лоуи в Сиднее, сказал, что поездка была «чрезвычайным и беспрецедентным марафоном, который заставит нервничать многих людей на западе. Дело не только в том, что поездка сигнализирует о возобновлении взаимодействия Китая с регионом после пандемии, но и в том, какие сделки он будет подписывать с коллегами по пути».
Церемония закладки первого камня в строительство стадиона Тихоокеанских игр 2023 года проходит в Хониаре. Спортивная дорожка и футбольное поле были построены с помощью Китая. Фотография: Синьхуа/REX/Shutterstock
Первой остановкой Вана были Соломоновы острова, которые в прошлом месяце подписали соглашение о безопасности с Китаем, разжигая худшие опасения Канберры и Вашингтона, которые уже давно выискивают признаки того, что Китай может создать военную базу на островах Тихого океана.
Пакт между Китаем и Соломоновыми островами, который не был обнародован, но проект которого просочился в сеть, по-видимому, допускает такую базу, позволяя «китайским кораблям туда заходить, осуществлять их материально-техническое пополнение, а также делать остановки для смены экипажа», хотя премьер-министр Соломоновых островов Манассе Согаваре отрицает наличие такой базы.
«Это самая большая проблема для Австралии в этой сделке, — заявил в прошлом месяце в интервью моим коллегам Джеймс Бэтли, бывший верховный комиссар Австралии на Соломоновых островах. — Для Австралии это потенциально стратегический кошмар, но в равной степени … вызывают беспокойство и другие острова Тихого океана по той же причине».
Но соглашение между Соломоновыми островами и Китаем была только началом. Вскоре после того, как стало известно о грандиозном турне Вана по Тихоокеанскому региону, пришло известие о предложенной региональной сделке по обеспечению безопасности.
Соглашение, предложенная Китаем 10 тихоокеанским странам, охватывает все: от зоны свободной торговли с регионом до оказания гуманитарной помощи и помощи в связи с ковидом и отправки художественных трупп на острова. Но больше всего сателлитов Америки и сами США беспокоит то, что в нём изложено видение гораздо более тесных отношений по вопросам безопасности, ибо Китай предлагает участвовать в обучении полиции, кибербезопасности, конфиденциальном морском картировании и получении более широкого доступа к природным ресурсам. Это будет означать значительный сдвиг в системе региональной безопасности и поставит тихоокеанские островные страны в центр геополитического перетягивания каната между Китаем, США и их союзниками.
«[Китай] медленно наращивал свое дипломатическое и экономическое участие в Тихоокеанском регионе, — сказал Картер. — Но теперь, после заключения соглашения с Соломоновыми островами, открылась дверь для другой возможности с точки зрения взаимодействия с Китаем». Как только дверь была открыта, сказал Картер, переход Китая из экономического партнера и партнера по развитию в игрока в области безопасности в регионе произошел «очень быстро и стремительно».
Министр иностранных дел Австралии Пенни Вонг обменивается подарками с генеральным секретарем Тихоокеанского форума островов Генри Пуной в Суве, Фиджи. Фото Пита Симпсон/Getty Images.Традиционные партнёры борются
Предложенная региональная сделка заставила Запад задуматься. Новый министр иностранных дел Австралии, проработав меньше недели после федеральных выборов, состоявшихся в минувшие выходные, вылетела на Фиджи, чтобы подтвердить приверженность Австралии Тихоокеанскому региону.
«Мы в Австралии призываем к рассмотрению того, где страна может пожелать оказаться через три, пять или десять лет», — сказала Пенни Вонг, когда её спросили о предложенной Китаем сделке.
Премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн, которая в настоящее время находится с визитом в США, заявила: «Мы твердо убеждены в том, что в Тихом океане у нас есть средства и возможности для реагирования на любые существующие вызовы безопасности, и Новая Зеландия готова к этому».
В качестве важного шага в пятницу было объявлено, что Фиджи присоединится к Индо-Тихоокеанской экономической структуре Джо Байдена (IPEF), первой тихоокеанской островной стране, сделавшей это, поскольку США стремятся укрепить союзы с тихоокеанскими странами.
Но настоящий вопрос возникнет на следующей неделе, когда Ван проведёт встречу своих тихоокеанских коллег на саммите в Суве и призовёт их подписать соглашение. Некоторые лидеры тихоокеанских стран выразили готовность рассмотреть предложение Вана, в то время как один высокопоставленный дипломат сказал прессе, что у некоторых лидеров есть «большие опасения».
Несмотря на это, «в этом регионе остался вакуум от традиционных партнеров — им приходится очень много работать, чтобы вернуть сердца жителей тихоокеанских островов», — заявили они.
Эксперты считают, что китайская сделка определенно может повлиять на некоторые страны.
Доктор Анна Поулз, старший преподаватель кафедры исследований в области безопасности в университете Мэсси в Новой Зеландии, сказала, что сделка будет означать «значительную потерю стратегической автономии для тихоокеанских стран, и по этой причине маловероятно, что Пекин добьется успеха. Однако это не помешает некоторым тихоокеанским государствам проводить двусторонние версии соглашения. Скоро мы узнаем, насколько эффективна дипломатия Пекина на Тихом океане».