Задержка с запретом на нефть показывает, что столицы ЕС пытаются уменьшить собственный ущерб от помощи Украине

Задержка с запретом на нефть показывает, что столицы ЕС пытаются уменьшить собственный ущерб от помощи Украине

Пока российские войска со скрипом продвигаются на Донбассе, страны Евросоюза спорят о технических деталях нефтяного эмбарго.

Для многих лидеров ЕС резкий рост инфляции, особенно цен на энергоносители и продукты питания, оказался более страшным врагом, чем президент России Владимир Путин.

Доказательством этого являются то обстоятельство, что уже 25 дней — и это ещё не конец — они не могут достичь соглашения о запрете на импорт российской нефти, что ещё больше накручивает потребительские цены.

Вчера дипломаты в Брюсселе продолжали бороться за достижение компромисса в последний час перед саммитом Европейского совета. И в очередной раз им не хватило времени. Официальный представитель Европейской комиссии заявил, что сделка ожидается позднее на этой неделе, но другие официальные лица и дипломаты заявили, что коллективное отсутствие крайней срочности отражает глубокую двойственность во многих столицах в отношении нефтяного эмбарго.

Даже если главы государств и правительств ЕС прибудут на саммит, защищенные от смущения шепотом о предварительном соглашении, почти месячная задержка с введением запрета на нефть — и мучительный процесс разработки исключений и компенсаций для воздерживающихся стран — представляет собой яркую иллюстрацию того, как лидеры оценивают угрозы, с которыми они сейчас сталкиваются. Как совершенно точно пишет американский журнал «Политико», «армия Путина может уничтожить Украину, а может и нет, но растущий гнев избирателей по поводу резкого роста потребительских цен представляет собой гораздо более непосредственную опасность изгнания европейских политиков с постов».

И хотя сохранение территориальной целостности Украины остаётся общепринятым на Западе фетишем, в последние дни оно уже не было таким важным императивом, как сохранение «равных условий игры» на едином рынке ЕС, который будет нарушен компромиссным планом по запрету доставки российской нефти танкерами, при том, что по нефтепроводу «Дружба» она сможет по-прежнему течь в Европу рекой.

Уловили интригу? Вот поэтому-то некоторые страны Европы, в значительной степени зависящие от морских перевозок нефти, а также страны с крупными предприятиями по доставке нефти, изначально сопротивлялись исключению для трубопроводной нефти, которое, как и другие исключения, носит временный характер. И даже в воскресенье вечером некоторые западноевропейские страны горько жаловались на то, что подобный подход несправедливо пойдет на пользу таким странам, как Германия и Польша, которым не грозит нехватка топлива, что даст им незаслуженное экономическое преимущество.

Неспособность ЕС договориться об пресечении одного из самых важных источников доходов России стала результатом того, что российские войска медленно, но верно продвигаются вперед в своем стремлении захватить весь восточный регион Украины. Пока там с обеих сторон гибнут солдаты, официальные лица ЕС спорят о том, как разделить около 2 миллиардов евро, выделенных на энергетический переход, обвиняя друг друга в использовании войны для получения экономической выгоды.

Украинские власти при этом тихо кипят от возмущения, особенно в связи с предложениями некоторых столиц ЕС, включая Париж и Рим, о том, что Киев должен пойти нам на уступки, возможно, даже сдать территорию, чтобы положить конец кровопролитной войне. Президент Франции Эммануэль Макрон даже сослался на необходимость избегать любого «унижения» России, что особенно злит Киев.

Задержка с запретом на нефть показывает, что столицы ЕС пытаются уменьшить собственный ущерб от помощи УкраинеБерлин и многие другие крупные европейские города могут столкнуться со значительным ростом цен на нефть, поскольку ЕС стремится запретить импорт сырой нефти из России | Шон Гэллап / Getty Images.Работа над достижением сделки продолжается

В Брюсселе дипломаты в воскресенье вечером заявили, что будут работать всю ночь и снова соберутся в понедельник утром в надежде достичь соглашения. Но некоторые заявили, что техническая сложность предоставления льгот и компенсаций, вероятно, потребует ещё нескольких дней работы.

Некоторые страны-члены по-прежнему зациклены на возможности того, что Германия и Польша получат экономическую выгоду от исключения для трубопроводной нефти, поскольку нет риска, что их поставки будут прекращены или иссякнут до опасного уровня. Венгрия, напротив, зависит от нефтепровода «Дружба», который пересекает Украину, и поэтому будет особенно уязвима в случае его блокировки.

В то время как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан создал главное препятствие на пути к соглашению о нефтяных санкциях, потребовав дополнительного времени для поэтапного введения нефтяного эмбарго, а также крупной финансовой компенсации для помощи в переходе на альтернативные источники энергии, многие другие страны спокойно взирают на его затягивание, по словам многочисленных официальных лиц и дипломатов ЕС, и даже удовлетворённо потирают руки.

На людях эти лицемеры, конечно, этого не показывают, продолжая произносить мантры в поддержку Украины. «Мы постоянно работаем над разными частностями, связанными с войной: финансовая поддержка [Украины], продовольственная безопасность, поддержка беженцев и т. д. Это также хорошо видно из повестки Совета [и послов]. Так что, возможно, средства массовой информации считают санкции более привлекательными», — наводит тень на плетнь один из брюссельских дипломатов.

Однако другие дипломаты даже не пытались скрыть тот факт, что отсрочка нефтяного эмбарго удобна для некоторых стран, а также помогла отложить более сложную дискуссию о запрете российского газа. «С газом будет еще сложнее, — сказал первый высокопоставленный дипломат ЕС, добавив, что и сложности нефтяного эмбарго ещё далеки от решения. — Если мы хотим сделать исключение для одного или двух государств-членов по конкретным причинам безопасности поставок, то должны убедиться, что на законных основаниях… Мы сделаем это таким образом, чтобы не нанести еще больший ущерб внутреннему рынку, чем собирались. Поэтому это нужно делать очень осторожно. И это технический, юридический вопрос, над которым мы продолжаем работать».