Россия и Европа: близкие и далёкие…

Сравнение России и Запада — классика жанра. Этот вопрос будоражит российские умы давно. И с тех пор он не угасал в нашем обществе практически никогда. А сейчас, в связи с известными событиями и одновременно довольно быстрым возвращением нашей страны на первые роли в мировой политике, он постоянно вспыхивает с новой силой на огромном количестве форумов, в Интернете, в теледебатах и в обычных частных разговорах. Думаю, все мы в той или иной степени испытали и продолжаем испытывать это на себе. Интересен и тот факт, что этот вопрос почему-то будоражит умы россиян.

Россию нельзя понять одним только умом. Никакое обычное мерило не может охватить ее величия: Ее душа особого рода – В Россию можно только верить.

Россия и Европа: близкие и далёкие...

Начало первой части статьи: Россия и Европа в умах европейцев…

Славянофилы уходили своими корнями в националистическую реакцию на рабское подражание европейской культуре…

Россия и Европа: близкие и далёкие...

В 1850-е годы русский писатель, философ-социалист, эмигрант в Париже Александр Герцен (1812-70) писал: «Наше отношение к Европе и европейцам все еще остается отношением провинциалов к столичным жителям: мы раболепны и извиняемся, принимаем всякое различие за недостаток, краснеем за свои особенности и стараемся их скрыть». Эти двое никогда не были далеко друг от друга. В каждом образованном русском человеке был и западник, и славянофил. Если Россия не могла стать равноправной частью Европы, всегда находились те, кто готов был утверждать, что она должна больше гордиться тем, что она другая.

Славянофилы выделились в отдельную группу в 1830-е годы, когда они начали свои знаменитые публичные споры с западниками. Они уходили корнями в националистическую реакцию на рабское подражание европейской культуре, а также на французское вторжение в Россию в 1812 году.

Ужасы Французской революции привели славянофилов к тому, что они отвергли общечеловеческую культуру Просвещения и сделали акцент на тех коренных традициях, которые отличали Россию от Запада.

Россия и Европа: близкие и далёкие...

Они обращались к добродетелям, которые видели в патриархальных обычаях сельской местности.

Они идеализировали простой народ как истинного носителя национального характера. Как ревностные приверженцы православного идеала, они утверждали, что русский человек определяется христианской жертвой и смирением.

Россия и Европа: близкие и далёкие...

Это было основание духовной общины (соборности), которым определялась Россия — в отличие от светских правовых государств Западной Европы. Славянофилы никогда не были организованы, кроме как по интеллектуальным склонностям различных журналов и дискуссионных групп, главным образом в Москве, которая рассматривалась как более русская столица, ближе к обычаям губернии, чем Санкт-Петербург.

Славянофильство было культурной ориентацией, способом речи и одежды (на русский манер), способом мышления о России по отношению к миру.

Одним из понятий, разделявшихся всеми славянофилами в этом свободном смысле, — а сюда можно отнести и писателей Федора Достоевского (1821-81) и Александра Солженицына (1918-2008), — была особая «русская душа», своеобразный русский принцип христианской любви, бескорыстной добродетели и самопожертвования, отличавший Россию от Запада и духовно превосходивший его.

Запад мог иметь свои Хрустальные Дворцы, он мог быть технологически более продвинутым, чем Россия, но материальный прогресс был семенем его собственного разрушения, потому что он питал эгоистичный индивидуализм, от которого Россия была защищена коллективным духом соборности. В этом корень мессианской концепции провиденциальной миссии России в мире — искупления человечества.

И здесь тоже зарождалось представление о том, что Россия не была обычным территориальным государством; она не могла быть ограничена географическими границами, но была империей этой мистической идеи.

По известным словам поэта Федора Тютчева (1803-73), славянофила и воинствующего сторонника панславянского дела:

Россия и Европа: близкие и далёкие...

Россию нельзя понять одним только умом. Никакое обычное мерило не может охватить ее величия: Ее душа особого рода – В Россию можно только верить.

Продолжение третьей части следует:

Спасибо, что дочитали статью до конца! Поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях.
Не забудьте поставить «Лайк».

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях, я буду рад почитать их, ответить на ваши вопросы. (Продолжение следует)