Политические «шахматы». У Кремля есть козыри для большой игры с Эрдоганом

Политические "шахматы". У Кремля есть козыри для большой игры с Эрдоганом
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время телефонного разговора предложил Владимиру Путину организовать в Стамбуле новые переговоры Москвы и Киева при посредничестве ООН. За этим «миротворческим фоном» не укрылись и, очевидно, гораздо более важные для турецкого лидера вопросы: о намеченной турецкой операции в Сирии и обезвреживании украинских мин в Чёрном море.

Как передают информационные агентства, Турция готова «сформировать мониторинговый механизм» ситуации на Украине. А сам Эрдоган готов участвовать «в возможном механизме наблюдения, если обе стороны достигнут принципиального соглашения», при этом заявляя о «необходимости достичь мирного соглашения как можно скорее». Для чего он собирается созвониться с президентом Украины Владимиром Зеленским. В свою очередь, 30 мая пресс-секретарь Зеленского Сергей Никифоров сообщил о том, что тот «рассмотрит предложение провести телефонные переговоры с российским лидером Владимиром Путиным и турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом».

Напомним, первые стамбульские русско-украинские переговоры в конце марта, как писал «Первый русский», были совершенно безрезультатны и вызвали оторопь у миллионов русских людей подозрением на предательство воющей русской армии.

При этом некоторые западные журналисты даже начали прочить Эрдогана как кандидата на Нобелевскую премию мира.

Ранее, в конце апреля, Эрдоган заявлял, что Турция готова оказать поддержку работе «контактной группе ООН, России и Украины». Предложение это повисло в воздухе.

В том числе и потому, что во время визита Эрдогана на Украину Киев и Анкара подписали соглашение о строительстве завода по производству беспилотников «Байрактар». Тех самых, которые год назад Азербайджан использовал для атаки на Нагорный Карабах, а союзные войска на Украине сейчас сбивают сотнями.

Стоит напомнить, что в Киеве Эрдогана встречали с цветами, украинскими флагами и почетным караулом. Растроганный гость воскликнул на украинском языке «Слава Украине!», получив в ответ известный отклик.

Однако в нынешнем разговоре с Путиным Эрдоган, как отметила пресс-служба Кремля уделил особое внимание «вопросам обеспечения безопасного судоходства в Чёрном и Азовском морях, устранения минной угрозы в их акваториях».

Речь идёт об украинских минах, разбросанных ВС Украины в одесской и мариупольской акваториях и разнесённых потом штормом по двум морям. Обнаружив их в марте в Босфорском проливе, Турция была вынуждена приостановить там судоходство, а контр-адмирал и бывший начальник штаба ВМС Турции Джихат Яйджи назвал действия Киева «военным преступлением».

Впрочем, российский лидер в состоявшемся разговоре выразил своему турецкому коллеге «готовность Москвы содействовать транзиту грузов через Чёрное море».

Помимо этого насущного вопроса Реджеп Тайип Эрдоган заявил о необходимости «обеспечить безопасность на севере Сирии, откуда продолжают совершаться «нападения на Турцию и на мирных жителей со стороны террористических организаций Рабочая партия Курдистана и «Силы народной самообороны». Эрдоган посетовал, что в рамках достигнутого в октябре 2019 года соглашения на границе Турции не получилось создать зону безопасности без террористов глубиной в 30 километров, что ныне необходимо сделать.

Напомним: недавно Анкара превентивно атаковала позиции Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака (в Турции эта партия признана террористической организацией). И в разговоре с президентом России турецкий лидер прозондировал позицию Путина по отношению к возможной трансграничной военной операции Турции в Сирии.

На фоне тех палок в колёса, которые Турция поставила НАТО, возражая против вступления в альянс Финляндии и Швеции; обострения отношений Турции с Грецией, а также вышеупомянутой «деликатной» ситуации в Сирии, где Анкара вынуждена советоваться с Москвой, у Кремля есть определённые «козыри» для тонкой шахматной партии с «новым турецким султаном». И новые гипотетические переговоры с киевской хунтой в Стамбуле в этом контексте не более чем риторический обмен «пустыми ходами», ничего не меняющими на шахматной доске. Москва ясно выразила свою последнюю позицию: переговоры с Киевом могут быть только об условиях полной капитуляции бывшей Украины.

Настоящие «ходы» делаются сегодня русскими бойцами в Северодонецке и Лисичанске. И Анкара за этим может лишь наблюдать издалека.
источник