Особенности ведения информационной войны США на примере Гренады

Особенности ведения информационной войны США на примере Гренады

Ещё немного базовой информации о том, как США ведут информационные войны. Как дополнение к этой статье. Текста тоже будет прилично, но чуть поменьше, чем в прошлый раз.

В армии США на текущий момент существует четыре подразделения психологических операций:

  • 2-я группа психологических операций
  • 4-я группа психологических операций (ВДВ)
  • 7-я группа психологических операций
  • 8-я группа психологических операций (ВДВ)

4-я группа психологических операций (ВДВ), базирующаяся в Форт-Брэгге, исторически была единственным действующим подразделением PSYOP в армии США до 26 августа 2011 года активации 8-й группы психологических операций (ВДВ). 2-я и 7-я группы психологических операций находятся в армейском резерве.

Только 4-ая группа насчитывает порядка 800 "сотрудников".

Войска ПсО организованы в США в 60-ых годах 20-го века, то есть история у них богатая. Как и опыт.

Так какие задачи на них возлагаются? Такого плана:

В мирное время:

  • дестабилизация внутриполитического положения, ослабление экономических и общественно-политических структур в государствах, являющихся потенциальным противником;
  • деморализация населения и армии, убеждение объекта воздействия в том, что США способны осуществить свои замыслы;
  • стимулирование раскола между борющимися за власть влиятельными политическими группировками, поддержка оппозиционных политических сил;
  • обострение недовольства среди населения противника, использование при этом политических, экономических, социальных, национальных, религиозных и иных трудностей.

В военное время:

  • подрыв морально-боевого духа военнослужащих и стойкости населения противника, снижение за счет этого боевого потенциала его вооруженных сил;
  • раскол единства народа и армии противника, усиление между ними разногласий, стимулирование недовольства среди военнослужащих
  • введение противника в заблуждение (участие в мероприятиях дезинформации);
  • побуждение населения стран, против которых ведутся боевые действия, к неповиновению законным властям;
  • укрепление поддержки оппозиционных элементов в среде противника;
  • обеспечение поддержки боевых действий своих войск населением противника, сведение к минимуму помех с его стороны.

По окончании боевых действий:

  • формирование новых органов власти, армии и полиции, возобновление функционирования средств массовой информации;
  • участие в выявлении скрывающихся военнослужащих противника, тайников с оружием, подпольных радиостанций, типографий;
  • борьба с распространением слухов;
  • разработка для новой администрации первоочередных политических, экономических, социальных, информационных и образовательных программ; распределение поступающей гуманитарной помощи.

То есть информационные войны в понимании США — это не только контроль (и распространение) информации в СМИ и в различных средствах связи (типа соцсетей и т.п.), на которой почему-то сосредоточены нынешние критики действий России в информационной война, а широчайший спектр задач.

И это только Министерство обороны и только одних США, где этим занимается свыше тысячи человек на постоянной основе. В резерве, если посмотреть структуру, находится ещё более тысячи человек.

Уровни психологических операций у США разделяются на стратегические, оперативные и тактические.

Хорошим примером стратегических операций являются действия США с Гренадой (небольшое государство с население чуть больше 100 тысяч человек):

<…>Например, если операция ВС США «Вспышка ярости» по захвату Гренады проводилась в октябре 1983 года, то план психологической операции был введен в действие осенью 1979 года и включал комплекс политических и экономических мероприятий, интенсивного информационно-психологического воздействия на население Гренады с целью вызвать недовольство политикой правительства М. Бишопа и затруднить осуществление намеченных преобразований страны.

Параллельно с воздействием на противника Соединенные Штаты осуществляют стратегические ПсО против дружественных и нейтральных по отношению к ним стран, имея следующие намерения: разоблачить и дискредитировать в глазах мировой общественности цели политики, пропагандистские и практические мероприятия противника, повысить убежденность союзников в правильности курса США и НАТО, сдерживать правительства нейтральных государств от каких-либо действий, противоречащих интересам Запада.

Так, в политической области руководство США сделало ставку на полную изоляцию Гренады со стороны ближайших государств Карибского бассейна. Это оказало значительное влияние на морально-психологическое состояние народа, особенно интеллигенции. Под давлением администрации Р. Рейгана Межамериканский банк развития, Международный валютный фонд, Карибский банк развития, Международный банк реконструкции и развития отказались предоставлять Гренаде финансовую помощь. В результате ухудшающееся социально-экономическое положение провоцировало недовольство политикой правительства М. Бишопа, стимулировало раскол между борющимися за власть группировками.

Общее руководство по обеспечению ПсО на стратегическом уровне осуществляет военно-политическое руководство через комитет начальников штабов. В мероприятиях стратегических ПсО участвуют администрация, госдепартамент, информационное агентство (USIA), различные частные агентства радио и телевидения. Одна из важных целей средств пропагандистского обеспечения ПсО — подготовить мировое мнение к возможности прямого военного вторжения.

Составная часть мероприятий ПсО — выступления в средствах массовой информации президента США, других высокопоставленных представителей администрации, известных политических и общественных деятелей, военных специалистов. В них гренадское руководство обвинялось в советско-кубинской милитаризации острова, что, по утверждению американцев, представляло прямую угрозу безопасности морских коммуникаций США, делало уязвимой доставку нефти из стран Ближнего Востока и т. д. Такое информационно-психологическое воздействие на население Соединенных Штатов и мировую общественность в целях морального, правового и политического обоснования возможного применения военной силы продолжалось вплоть до октября 1983 года — почти три года. Причем его интенсивность непрерывно возрастала.

Особая роль во вспомогательной деятельности на стратегическом уровне отводится ЦРУ, которое призвано обеспечивать оценку политической, экономической, социальной и духовной обстановки в странах и последствий проводимых по отношению к ним психологических операций. В составе ЦРУ имеется главное управление информации, которое является одновременно и базовым для центра национальной разведывательной информации в системе директора центральной разведки. Организационно оно состоит из нескольких служб, пяти региональных и пяти функциональных управлений и имеет до 4 тысяч человек, из которых более 1 тысячи занимаются аналитической работой. Главное управление обрабатывает огромное количество текущей и аналитической разведывательной информации для докладов высшему военно-политическому руководству США и различных федеральных ведомств.

Вооруженные силы США в ходе стратегической ПсО против Гренады осуществляли вспомогательную деятельность, носившую чисто психологический характер. Военно-морские силы проводили у ее берегов учения, боевые стрельбы, полеты палубной авиации. На этом фоне была организована утечка информации об обработке в ходе учений возможных вариантов вооруженного вторжения и захвата острова.

Таким образом, из приведенных примеров следует, что основными объектами психологического воздействия в стратегической ПсО являлись: общественность и военно-политическое руководство ведущих стран мира; государственные лидеры и политические партии стран Карибского бассейна; руководители, военнослужащие и население Гренады; военнослужащие вооруженных сил и общественность Соединенных Штатов.

Обратите внимание, что тут возникает ещё ЦРУ и как минимум (на текущий момент) порядка 4 тысяч. С учётом армейских подразделений можно примерно представить, что по направлению информационной войны в США трудится не менее 5 тысяч человек (естественно, что гораздо больше, однако мы "выцепляем" из доступной информации более или менее реальные цифры, чтобы оперировать фактурой).

И как отработали все три уровня психологических операций в Гренаде? А вот как:

Так, на стратегическом уровне ПсО, направленной против этой страны, средства массовой информации Соединенных Штатов и ряда стран Карибского бассейна стали распространять дезинформацию о том, что на острове Каррику находятся кубинские войска, а «правящий в стране коммунистический режим подорвал национальные демократические институты и создает угрозу для всего региона» и т. д.

Одновременно в целях дестабилизации экономической обстановки американская администрация добивалась блокирования финансовой поддержки Гренады со стороны Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Межамериканского банка развития, Карибского банка развития и других организаций.

Ход высадки войск на Гренаду сопровождались резкой активизацией пропагандистской деятельности США, многочисленными выступлениями президента, госсекретаря, американского представителя в ООН, использованием международных телевизионных и радиовещательных систем, агентств печати с целью морального, правового и политического обоснования этого акта.

На оперативно-стратегическом уровне силами Министерства обороны была проведена операция по маскировке приготовлений к агрессии. За месяц до ее начала Пентагон распространил информацию о том, что в связи с обострением обстановки планируется переброска на Ближний Восток двух авианосных групп. В соответствии с этим в объявленном направлении из военно-морской базы Норфолк вышли амфибийно-десантная и авианосная многоцелевая группы. Через несколько дней плавания они сменили свой курс и в режиме полного радиомолчания начали следовать к острову Гренада, сосредоточились в 5 милях восточнее и 30 милях северо-западнее острова.

На оперативно-тактическом уровне вместе с началом боевых действий и демонстративным устрашением противника боевой мощью своих сил командование американской группировки с помощью батальона психологических операций провело массированные пропагандистские акции по подрыву решимости противника сопротивляться действиям морской пехоты. В листовках, которые разбрасывались с самолетов, содержались призывы к населению оставаться в местах проживания, переключить приемники на соответствующие частоты, сообщать о нахождении бойцов Революционной армии народа и кубинских войск. При этом широко использовалось радиовещание [сейчас соцсети и ТВ].

На тактическом уровне личный состав роты ПсО непосредственной поддержки осуществлял акции прямого психологического воздействия на сопротивлявшиеся группы противника, используя громкоговорители, установленные на боевых машинах

После завершения операции по захвату острова соответствующие подразделения психологических операций участвовали в мероприятиях по установлению порядка на Гренаде.

Каждый выполнил свою роль и в итоге американское вторжение не встретило особого сопротивления ни в среде американское общественности, травмированной Вьетнамом (она даже это вторжение поддержала), ни у мирового сообщества, ни у боевых подразделение Гренады и населения острова.

То есть современная информационная война — это не десятки или сотни строк/статей/постов в СМИ, соцсетях и т.п., как представляют её себе многие критики действий российских властей в информационной сфере. Это гораздо многогранней и сложней.

Кто-то может сказать, что не так уж велика та же Гренада, чтобы её приводить в пример. Наоборот, очень яркий пример того, что даже для решения "проблем" с такими маленькими странами, как Гренада, США вкладывают серьёзные ресурсы в психологические операции, которыми Россия на текущий момент даже не располагает. Ни финансовыми, ни человеческими, ни организационными.

Означает ли это, что российские власти должны расслабиться? Нет. И они не расслаблены. Но им и рано почивать на лаврах.

Но об этом уже в следующий раз.