Белоруссия планирует начать производство комплектующих для SSJ-100
23 мая 2021 года в столице Белоруссии Минске совершил принудительную посадку самолет «Boeing» авиакомпании Ryanair. Согласно принятой на Западе версии, это была специальная операция по поимке блогера Романа Протасевича – бывшего главного редактора Telegram-канала NEXTA (запрещен в России и признан экстремистской организацией).
Именно через этот канал координировались антиправительственные протесты в Белоруссии в 2020 году. Сразу после этого инцидента авиационная отрасль Белоруссии столкнулась с масштабными проблемами. Для национальной авиакомпании «Белавиа» стали под запретом аэропорты стран Европейского Союза и Сербии. Она была вынуждена сократить флот своих воздушных судов почти наполовину – с 29 до 15.
По данным на 2021 год, объем перевозок в белорусской авиаотрасли составил 2,5 миллиона человек. Учитывая небольшие размеры страны и введенные в середине года санкции, это немало. В начале февраля представителем министерства транспорта Белоруссии было заявлено, что «Белавиа» продолжит развивать свою маршрутную сеть, несмотря на внешние обстоятельства.
И куда же теперь летать белорусской авиакомпании, какие новые маршруты нужно открывать? Ответ очевиден: в города партнера по Союзному государству – России. Также имеется возможность начать полеты в Крым, тем более что компания находится под внешними ограничениями и терять ей уже нечего. Глядишь, это и станет спасением для белорусской авиаотрасли.
В России же в виду последних событий вопрос импортозамещения в авиастроении (и не только) стал особо актуальным. Тем более что работы над новым «Суперджетом» начались еще два года назад. А в конце апреля нынешнего года было объявлено, что в 2024 году начнутся поставки самолета МС-21, собранного из отечественных комплектующих.
Начиная с 2003 года, «Белавиа» активно приобретала самолеты «Boeing», «CRJ» и «Embraer», игнорируя российских производителей. В оправдание можно сказать, что сервисное обслуживание последних было на невысоком уровне. Все мы помним, с какими проблемами с обслуживание сталкивался тот же «Суперджет», из-за чего десятки самолетов были вынуждены простаивать на земле.
Тем не менее, и стремление к интеграции должно быть подкреплено реальными делами.
В настоящий момент экспортные поставки новых «Суперджетов» и МС-21 могут начаться именно в Белоруссию. В настоящий момент уже заявлено о планах ввести в эксплуатацию транспортник ИЛ-400Т. Однако важен и пассажирский флот, ведь летать в тот же Крым «Белавиа» рано или поздно придется.
Около года назад в прессе активно обсуждалась тема вхождения «Аэрофлота» в состав акционеров «Белавиа», что является более, чем оправданным шагом. Из белорусской авиакомпании, в конце концов, можно сделать региональный лоукостер, обслуживающий западные направления нашей страны (Белоруссию включаем сюда же) + полёты на юг, а также в Турцию.
Разумеется, белорусский рынок сбыта для наших лайнеров небольшой. Да, это не 15 единиц, которыми оперирует «Белавиа» сейчас. При открытии новых маршрутов флот может вырасти в два раза (правда, это будет максимум). Тем не менее, нашей авиаотрасли важен каждый самолет и, соответственно, опыт его серийной эксплуатации.
Более того, Белоруссия может стать хорошим опытом эксплуатации русских самолетов как минимум для стран СНГ. Тем более, что условия лизинга может предоставить более, чем выгодные. Нам важно не то, заплатят ли белорусы на пару миллионов долларов больше или меньше. Нам важна загрузка производственных мощностей авиапрома, что создает мультипликативный эффект для всей экономики в целом.
Здесь же важный момент заключается и в том, что Белоруссия имеет реальную возможность не только рынком сбыта «Суперджетов» и МС 21, но и наладить производство некоторых запчастей для них. Об этом было заявлено на официальном уровне. К примеру, 558-й авиаремонтный завод в Барановичах имеет большой опыт обслуживания военных самолетов «Сухого». Соответствующие компетенции имеются.
Но здесь производство комплектующих для русских самолетов важно исключительно с политической точки зрения. И его необходимо налаживать только в том случае, если оно принесет пользу для реальной интеграции двух государств. При этом, разумеется, соответствующие зеркальные мощности по производству отдельных комплектующих необходимо иметь на территории России как запасной вариант на случай форс-мажорных событий.