Русская Lada в Узбекистане. Азиатский рынок оправдывает ожидания
До известных политических событий, когда Запад объявил России полномасштабное экономическое противостояние, мало кто придавал большое значение автосборочному производству в Узбекистане.
А между тем, в свободной экономической зоне «Джизак» с сентября 2021 года налажено серийное производство автомобилей Lada. Их крупноузловая сборка осуществляется на заводе «ADM Джизак», принадлежащем компании Roodell.
Производство российских автомобилей в Узбекистане идет в соответствии со всеми требованиями компании «АвтоВАЗ» к оборудованию, технологическим процессам и контролю качества. Персонал узбекского завода прошел необходимую подготовку, а для успешного реализации проекта в Джизаке было создано более 200 новых рабочих мест.
С 2014 года Roodell является официальным импортером Lada на рынке Узбекистана. В рекордном 2019 году им было продано в республики 6,6 тысячи популярных российских автомобилей.
Узбекистан не собирается довольствоваться малым, идет планомерный переход от импорта авто к собственной сборке. Министерство инвестиций и внешней торговли страны сообщает, что на «ADM Джизак» «ведется работа по строительству и оборудованию новых производственных помещений для организации производственного процесса моделей Lada Vesta и Lada XRay».
Такое решение как нельзя своевременное для крупнейшего в России производителя легковых автомобилей – компании «АвтоВАЗ». При организации производства в Узбекистане появляется возможность закупать импортные комплектующие, оказавшиеся сегодня недоступными для российских автопроизводителей.
Схема выглядит перспективной и эффективно работающей. Контрактная сборка различных модификаций Lada в Узбекистане (сегодня здесь выпускается уже пять моделей) позволяет реализовывать продукцию непосредственно в республике, вывозить ее в Казахстан (между государствами отсутствуют таможенные барьеры) и в Россию.
А ведь изначально выпуск Lada в Узбекистане был рассчитан сугубо на региональный рынок – местная сборка давала конечную продукцию в более доступном ценовом диапазоне. Теперь, как видим, открываются перспективы выхода на глобальный авторынок.
Сооснователь компании Roodell Данияр Давлетияров говорит, что «в стране действительно началась новая веха автомобильной истории, связанная с производством и выходом на узбекский рынок сразу нескольких глобальных автомобильных брендов». Lada – один из них. Российский концерн планирует к 2024 году перейти в Узбекистане к производству своих авто по полному циклу.