«Подрезали крылья — лети на метле»: о проблемах и возможностях «Яндекса»
Сегодня ЕС опубликовал шестой пакет санкций, в которые вошёл сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож. Он уже принял решение покинуть совет директоров и пост генерального директора «Яндекса». На фоне санкций против Воложа акции корпорации на Мосбирже упали на 5,8%.
Ранее по такой же модели «санкции – оставление руководящих постов» от санкций компанию спас Тигран Худавердян. И, судя по желанию вводить дальнейшие ограничения, под ними может оказаться любой новый руководитель компании.
Худавердян под санкции угодил из-за его встречи с президентом Путиным: его сочли близким к власти «олигархом». Воложа в список включили, потому что кто-то в ЕС считает его «крупным бизнесменом, работающим в секторах экономики, обеспечивающих существенный источник дохода правительства РФ».
Впрочем, за всем эти аргументационным словоблудием скрывается банальная попытка предельно усложнить работу компании и замедлить уровень технического развития России. Поэтому новые санкции против руководителей являются неизбежными.
Руководители санкции как-то переживут, а вот самой корпорации тяжело: с пиковых 31 млрд долларов её капитализация упала до 9 млрд долларов. Но даже не это является проблемой ключевой проблемой.
Во-первых, «Яндекс» испытывает дефицит оборудования, впрочем, как и все отечественные IT-компании. А это сдерживает развитие всех направлений бизнес-деятельности корпорации. И это, не говоря об утечке IT-специалистов.
Во-вторых, он вынужден балансировать между российским правительством и иностранцами: правительство требует фильтрации контента, а иностранцы – «свободы слова» в их крайне специфическом понимании данного термина.
В-третьих, корпорации тяжело выплачивать долги: не потому, что она бедная или убыточная, а потому что ей, как и остальному бизнесу, создали крайне сложные условия для платежей.
Решить проблему с санкциями будет сложно. Зеркально ответить на них Россия не может – у ЕС, в отличие от России, нет ни своего регионального поисковика, ни своих социальных сетей, ни даже крупной интернет-корпорации с маркетплейсом, такси, каршерингом и так далее. Европейский IT капитал породить конкурента «Яндекса» не смог, поэтому там безраздельно хозяйничают американцы. Поэтому бить по ЕС будут другими способами, однако «Яндексу» от этого не легче.
Решить проблему с поставками оборудования из КНР, судя по настрою китайского бизнеса, без прямых переговоров Путина и председателя Си будет трудно – китайские компании боятся попасть под вторичные санкции.
Но главная проблема для такой корпорации – дезориентация. Она освоила внутренний рынок России: создала букет различных сервисов, продала свыше 3 млн колонок, запустила свой маркетплейс и научилась выжимать всё из такси и каршеринга. Её руководству – людям, привыкшим жить в глобальном мире – будущее «Яндекса» виделось в экспансии: не зря роботы-доставщики «Яндекса» ездили по кампусу университета в Мичигане, а дата-центр в Финляндии позиционировался в качестве очень экологичного и «зелёного».
Теперь корпорации придётся перестраиваться, впрочем, как и всему остальному бизнесу. Точкой роста может стать только Россия и её ближайшие страны (и то с рядом исключений и оговорок). Поэтому ждём поиска «Яндексом» новых точек приложения капитала и новых проблем у его иностранных конкурентов, например, Google, с которым «Яндекс» уже не первый год ведёт непримиримую борьбу за рынок поиска.
Жалеть Google у российского правительства причин нет, а вот резонов поддержать «Яндекс» более чем достаточно. И, конечно же, хотелось бы увидеть расширения зоны работы сервисов «Яндекса» на новых территориях.