9 мая в Казахстане: манёвры властей и настроения общества
В преддверии Дня Победы в интернете активизировалась узкая, но очень шумная и самоуверенная группа казахстанских псевдонационалистов, а вернее – ненавистников всего русского и советского, угрожавших сорвать праздник. Известный русофоб и бывший журналист Арман Шураев грозил, что 9 мая на улицы Казахстана «сотни тысяч людей выйдут с украинскими флагами в руках» и последуют «настоящие гражданские столкновения» с людьми, вышедшими на шествие «Бессмертного полка». Так или иначе за отмену Дня Победы высказались другие представители «нацпатовской» тусовки: блогеры, организаторы «языковых патрулей», политики, медийные фигуры.
То ли под давлением этой группы, то ли вследствие собственных убеждений, но многие казахстанские чиновники сделали всё, чтобы, во-первых, оторвать праздник от его советских корней, а во-вторых – сделать его «менее праздничным», то есть сдвинуть в сторону европейской концепции «дня скорби», более приличествующей побежденным, а не народу-победителю.
Но что же получилось в итоге?
Народная память и официальные препоны
Множество видео и фотографий с казахстанских улиц и площадей свидетельствуют: народ по-прежнему стремится отмечать День Победы, причем отмечать его именно как праздник. А на этом празднике обязательно присутствуют и советские символы, и даже ставшая жупелом для «нацпатовской» тусовки георгиевская (гвардейская) лента.
В столице в этом году действительно не было ни парада, ни даже шествия «Бессмертного полка», зато салют, на котором власти тоже решили сэкономить, все же состоялся – «за счет спонсорских средств». Тем не менее, на улицах играла музыка, люди пришли к памятникам возложить цветы. Причем даже на сайте акимата на фотографиях с возложения цветов можно заметить: почетный караул держит красные знамена.
В Актау, где координатор акции и акиматы отменили шествие «Бессмертного полка» заявив, что боятся провокаций, на возложение цветов к Вечному огню многие все равно пришли с портретами ветеранов, с красным знаменем и даже с георгиевскими лентами. Естественно, никаких «сотен тысяч с украинскими флагами» на празднике не появилось по понятным причинам: пара-тройка провокаторов вряд ли решится напасть на большую массу людей, идущих почтить своих предков.
В этой связи снова возникает вопрос к местным властям и координатору акции: либо они действительно настолько не знают своего общества, что всерьез восприняли этот явный блеф, либо отмена шествия и для них была вполне приемлема и желанна. В итоге повсюду, где «Бессмертный полк» перенесли в онлайн-формат, люди все равно вышли на улицы с портретами и символами Победы, возложили цветы, хотя организованных колонн и не было.
Особняком стоит Байконур – там своя администрация, связанная с космодромом, там живет множество россиян, работающих на космодроме. В городе организовали и шествие «Бессмертного полка», и небольшой парад, и салют и еще множество мероприятий.
Самая интересная ситуация, иллюстрирующая, мягко говоря, несовпадение взглядов и приоритетов между властями и широкими массами простых людей, сложилась в Алматы. Здесь, стараясь максимально дистанцироваться от России, шествие переименовали в акцию «Батырларға тағзым» («Поклонимся героям»), а организаторы призвали «не использовать провоцирующую символику, а именно символы Z, V, георгиевские ленты, красные флаги и другие, а также государственные флаги других республик».
Справедливости ради заметим, что и в России некоторые чиновники из года в год пытаются запретить красные флаги на мероприятиях в честь Дня Победы. Так, в Перми одного из участников пытались не пустить с красным знаменем на праздничное шествие 9 мая 2022 года. Это не первый подобный случай и, скорее всего, увы, не последний.
Если ориентироваться на информацию с сайта алматинского акимата, можно подумать, что заявленные ограничения соблюдались: фотографии с праздника отобраны столь виртуозно, что ни один красный флаг в кадр не попал. В то же время на многих фотографиях и видео видно присутствие и красных флагов, и георгиевских лент, и даже портретов Сталина и Берии, с которыми многие захотели сфотографироваться. И вновь – никаких проукраинских провокаций, в отличие от той же Польши, где людям мешали нормально возлагать цветы украинские «активисты» с их «перфомансами».
Это не удивительно, ведь очень сложно заставить человека забыть совсем еще недавнее прошлое, рассказы о котором он слышал с малых лет. «Мой дед воевал за Харьков и был ранен там. С поля боя его вытащила девчонка-украинка, в госпитале его лечили русские врачи, а потом он партизанил в белорусских лесах, и много чего ещё было в той войне. И им удалось выжить только лишь потому, что они были вместе. Если бы он был жив, как бы я ему объяснил то, что происходит сейчас?» – пишет Эрик Абенович Байжунусов, бывший вице-министр здравоохранения Казахстана. Не так просто убедить людей, чтящих издавна присущие казахам традиции дружбы и добрососедства, в том, что соратники, воевавшие вместе плечом к плечу, независимо от этнической принадлежности, на самом деле враги друг другу. Это подтверждают и результаты опросов, согласно которым большинство граждан Казахстана положительно относятся к России и не разделяют прозападную точку зрения на украинские события.
«Хотя были и продолжаются попытки внушить обществу такие идеи, что война с гитлеровским нацизмом была не наша, что для казахского народа она не была Отечественной и т.п. Но пока, слава Богу, у подавляющего большинства казахстанцев присутствует стойкий иммунитет к таким попыткам привить нам иную трактовку истории Великой Отечественной войны. Мы чтим подвиг наших предков, спасших мир от нацизма, тем самым сохраняя в нашем обществе культуру интернационализма», – считает Максим Крамаренко, руководитель информационно-аналитического центра «Институт Евразийской политики».
Провокации и «перфомансы»
Конечно, совсем без провокаций и атак на советские символы в святой для нас праздник не обошлось. Но видимо, несмотря на громкие заявления, противники Дня Победы в глубине души хорошо понимают, что остаются в абсолютном меньшинстве. И потому борцы за казахскую «незалежность» предпочли сделать своими мишенями не массовые шествия, а одиночных прохожих и автолюбителей с неугодной им символикой.
Молодые люди пытаются сорвать с автомобиля и отобрать красный флаг, причем ссылаются они на то, что якобы «под этим флагом убивали казахов», говорят о репрессиях и даже заявляют, что «в Казахстане декоммунизация». Эти пока единичные случаи буквально срисованы с выходок украинских националистов, за исключением одного нюанса: на Украине фашиствующие молодчики действовали куда наглее, ввиду своей большей численности и полной уверенности в поддержке государства. Их казахстанские последователи, хоть и грозят вызвать полицию, и кричат о «декоммунизации», пока еще чувствуют себя не очень уверенно.
Однако если в этом году хулиганы не понесут никакой ответственности, не получится ли так, что уже на следующий год их станет больше и они начнут вести себя агрессивнее? Допустят ли власти Казахстана, чтобы подобные движения развернулись вовсю, как это произошло с языковыми патрулями?
Выходками полумаргинальной молодежи дело не ограничилось. Злопыхательство и «перфомансы соответствующего содержания продолжились – правда, в основном, в Сети.
Так, адвокат Ануар Байдар, видимо, обозленный народным энтузиазмом по поводу Дня Победы, сжег красный флаг, записав свою акцию на видео. Правда, сделал он это в безлюдном месте, что с его стороны довольно предусмотрительно. Запись выложена на канале одного из организаторов языковых патрулей Адильжана Абдугали.
Здесь важны и текст обращения, которое зачитал Байдар, и некоторые детали его биографии. Начинает он с выражения соболезнования «всем жертвам Второй Мировой войны: воинам Красной армии, Туркестанского легиона, Украинской повстанческой армии (организация, деятельность которой запрещена в РФ), Русской освободительной армии (власовцам – прим. авт.), всем тем, кто так или иначе был втянут в страшную мясорубку» (включая германских нацистов? – прим. авт.). Добавляет, что «русский империализм» «причинил казахам на порядок больше страданий, чем эта война», то есть делает огромный и важнейший шаг в сторону реабилитации нацизма.
Байдар повторяет заезженные мифы о том, как русские якобы истребляли казахов физически и морально, отнимая у них культуру и язык. И называет «пятой колонной в Казахстане» и сторонниками «русского фашизма» тех, кто «машет вот такими вот красными флагами на 9 мая, кричит «нет фашизму»».
Что касается самого Ануара Байдара, он защитник недавно арестованного Маргулана Боранбаева – общественного деятеля, радикальные националистические выходки которого переполнили даже чашу терпения казахстанских властей, довольно терпимых к казахским националистам. Боранбаев известен тем, что размещал у себя в соцсетях антирусские картинки оскорбительного содержания, неоднократно высказывался в соответствующем духе, а также не скрывал своих симпатий к Гитлеру и нацизму.
Так что Ануар Байдар лукавит: сторонниками фашизма в действительности являются он сам, его подзащитный Маргулан Боранбаев и их друзья и единомышленники. Потому и ненавидит он красный флаг – символ победы над фашизмом.
История и манипуляции
Итоги Дня Победы в Казахстане показали: лишь очень незначительная часть казахстанцев готова отказаться от памяти о Великой Отечественной войне и от празднования победы 9 мая. Неважная же новость состоит в том, что среди противников праздника появляются совсем молодые люди, от которых напрямую зависит будущее Казахстана.
Почему так происходит? На наш взгляд, память о войне, гордость за героев, понимание того, что 9 мая – это праздник, пусть и «со слезами на глазах», передается по большей части не через государственные институты или медиа, а в семьях и порой через личную инициативу некоторых педагогов, действующих не в соответствии с ведомственными инструкциями на свой страх и риск. Ведь именно семьями люди выходят на улицы с портретами предков-ветеранов. Государство же, не отказываясь от самой памятной даты и даже акцентируя внимание на вкладе республики в Великую Победу, тем не менее постепенно сдвигает акцент в сторону «европейской» трактовки праздника как «дня скорби».
Детям преподают историю Казахстана как почти перманентную «борьбу с русским колониализмом», а при описании советского периода особое внимание уделяют голоду и репрессиям, не гнушаясь преувеличивать число жертв голода в 2, а то и в 4 раза. При этом о появлении именно в СССР бесплатного всеобщего здравоохранения и образования, о беспрецедентном развитии науки, промышленности и культуры Казахстана либо вообще умалчивается, либо говорится вскользь, как о чем-то неважном.
Например, в учебнике истории для вузов за авторством Ж. О. Артыкбаева советское руководство прямо обвиняется в намеренном геноциде казахского народа, что определённо не соответствует действительности. А весь советский период описывается как «десятилетия террора и геноцида», в результате которых «Казахстан был превращен в огромный концентрационный лагерь» а потом его территория еще и «становится ядерным полигоном». В двух словах в учебнике упоминается и героизм казахов, проявленный во время Великой Отечественной войны, но на фоне описанных ужасов это упоминание как-то теряется, да и возникает закономерный вопрос, зачем и за что они сражались.
Ничего удивительного, что прочитавшие подобные учебники молодые люди преисполняются ненависти к красному знамени и презрения к воевавшим под этим знаменем предкам, не понимая, что стали жертвами исторических фальсификаций и манипуляций.
На уже привитую в системе образования почву хорошо ложатся псевдоисторические поделки вроде фильмов «Зулмат», «Откочевники мертвой степи» или «Плач великой степи». Например, последний начинается с беспардонной лжи: в титрах сказано, что от голода и репрессий погибло 8,5 млн казахов. При этом численность казахского народа по переписи 1926 г. составляла 3,6 млн человек, а на 1931 г. по расчетным данным – чуть больше 4 млн человек. Иными словами, авторы фильма запросто утверждают, что погибло вдвое больше казахов, чем вообще жило на тот момент. И подобных примеров масса. Факты сплошь и рядом игнорируются или искажаются в угоду основной задаче – вызвать как можно больше отрицательных эмоций у потребителей информационного продукта.
Всеми средствами создаются образы России и СССР как ужасных колониальных государств и казахов как перманентных жертв этой колониальной политики. Возможно, кому-то кажется, что на такой трактовке истории можно взрастить патриотизм и национальную гордость, но в действительности она ведет лишь к возникновению комплекса национальной неполноценности. Как можно гордиться историей народа, веками терпевшего бесконечные унижения? Но и официальные историки, и авторы псевдонаучной медийной продукции упорно пытаются отнести всё, чем можно гордиться, как можно дальше вглубь веков, а всю новую и новейшую историю казахов рисовать исключительно черными красками.
Такая политика в сочетании с работой прикормленных западными фондами медийных персон и приводит к появлению молодых парней, с криками о «декоммунизации» и «репрессиях» нападающих на людей с красными флагами.
«Нельзя вливать в голову детей однобокую историю. Тем более, когда есть живые свидетели нашей совсем ещё недавней истории. Нет, я не агитирую за Советскую власть, далеко не так. Я сейчас об образовании и воспитании. Если с детства вбивать в голову информацию о том, что ТЫ выше других, а сосед твой враг и его надо убивать, и это подтверждать книжками, фильмами, то и вырастает поколение, которое вешает на себя фашистские свастики и берёт в руки автомат. И убивает других ради СВОБОДЫ», – пишет Эрик Байжунусов. Но возникающий при такой обработке антисоветизм и русофобия – не единственное следствие. Однобокая история вызывает у молодёжи чувство национальной уязвленности. В этом кроется огромная опасность для психологического здоровья подрастающего поколения. Это чувство уязвленности может сделать человека покорным и пассивным, а может – агрессивным, но оно не может дать положительного импульса для развития.
Более того, агрессия, порождённая комплексом неполноценности, почти наверняка будет сочетаться с трусостью. Она не имеет ничего общего с той благородной яростью, которая позволяла героям войны, предкам этих молодых ребят, совершать невероятные боевые и трудовые подвиги ради защиты своей страны.
И главное – ни покорные и пассивные люди, ни преисполненные бездумной агрессии не смогут эффективно работать, развивать свою страну, поднимать практически уничтоженную за последние десятилетия промышленность. Они не в состоянии осмысленно и твердо отстаивать свои права, не становясь при этом пешками в разборках олигархов или в руках манипуляторов, работающих в интересах других стран. Оторванные от исторической правды, лишённые самых ценных страниц истории, дающих нравственную опору, они не могут влиять на свое настоящее и будущее. Всё, на что способны молодые люди, начинающие с борьбы против красных флагов – это устроить очередной майдан, но они вряд ли захотят и смогут защищать свою страну с оружием в руках.
Ольга Самченко, Наталья Кузнецова