ФРС: выше предела

ФРС: выше предела

Добрый день, имперцы.

Новости из-за Большой Лужи становятся все интереснее — в этот раз мы поговорим о Федеральной Резервной Системе Соединенных пока Штатов, которая принялась избавляться от токсичных активов.
Вся эта история началась еще в 2008 году — если помните, тогда банк братьев Лимонов (Lehman Brothers Holdings, Inc.) внезапно склеил ласты и выпал в осадок. Вслед за ним ушли в глубокий обморок и не вернулись две крупные инвестиционные конторы: Federal National Mortgage Association (Fannie Mae) и Federal Home Loan Mortgage Corporation (Freddie Mac).

Любопытнее всего было то, что две последних компании исторически были спонсируемыми государством предприятиями (GSE), в отличие от коммерческого банка Лемон Браззерс — и их основной функцией было создание вторичного рынка для ипотеки.
Грубо говоря, на счетах банка и двух компаний было слишком много пассивов, когда рынок ипотеки внезапно обрушился — и тогда ФРС сделала все возможное, чтобы ипотечный кризис не перешел на другие рынки.

Иными словами, Система принялась выкупать токсичные активы, которые грозили обрушением всего рынка вторичной ипотеки — по 2014 год баланс ФРС вырос до 4,5 трлн долларов.
Такое случилось впервые в истории Америки (да и всего Запада) — и от этого груза необходимо было избавляться. Начиная с 2017 года, ФРС принялась потихоньку сливать эти токсичные бумаги — и все шло весьма неплохо, пока не пришла пандемия.

С ее приходом рынок просто встал. Любой рынок, кроме финансового, но и там были определенные проблемы. К тому же, впервые за десятилетия начались рваться цепочки поставок, что только добавило рынкам неопределенности — и в ФРС не нашли ничего лучше, чем снова накачивать экономику необеспеченными деньгами в обмен на мусорные акции и облигации.
И вот теперь на балансе ФРС находятся вроде бы активы на кругленькую сумму в почти 9 трлн долларов. Избавляться от них нужно как можно быстрее, ибо такой долговой козырек связывает руки самой Системе — а если мы добавим к этому общегосударственный долг Америки, то причин для инфляции внутри страны становится более чем достаточно.

Для справки: в иные годы на балансе ФРС находилось не более 350 млрд долларов — но то были хорошие годы для Америки. И хотя все вокруг понимали, что кризис неизбежен, — все-таки это капитализм — решение застарелых структурных проблем всегда откладывалось на потом. На новых управленцев ФРС, на нового президента Америки, на новые компании, поднявшиеся на финансовых рынках.

Что важно понимать: с 23 декабря 1913 года ФРС была и остается частной лавочкой. Внешне это независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки — а по сути это Система, не подчиняющаяся федеральным властям Америки.
Да, председателя ФРС выдвигает президент США, но председатель имеет всего лишь один голос в Совете управляющих — а Совет состоит из глав банков ФРС, коих 12 штук. Все эти банки являются частными и никоим образом не подчиняются государству. Ранее банков было 13, но после падения банка братьев Лимонов они закономерно уменьшились на одну единицу.

И вот теперь, начиная со второго июня 2022 года, ФРС объявил о начале программы избавления от пассивных активов (извините), являющихся, по сути, самым обычным мусором.

ФРС ограничивает ежемесячный сток (списание и распродажа) в $ 47,5 млрд — $ 30 млрд для казначейских облигаций и $ 17,5 млрд для ипотечных ценных бумаг — до сентября. Затем эти пороговые значения удвоятся до 95 миллиардов долларов. Это сопоставимо с пиком в 50 миллиардов долларов в месяц, когда ФРС выполняла это действие, начиная с 2017 года.

Чиновники утверждают, что сокращение будет работать в тандеме с повышением процентных ставок, чтобы охладить ценовое давление путем ужесточения финансовых условий — дескать, это снизит инфляцию. Но неясно, какое влияние окажет такой баланс программы. Как выразился в понедельник глава одного из банков ФРС Кристофер Уоллер, оценки, “использующие различные модели и допущения”, являются “крайне неопределенными”.

Иными словами, ФРС начинает программу списания, не представляя себе ее последствий для экономики США. Это крайне любопытное заявление, которое показывает, что на самом деле у администрации Белого дома не осталось никаких иных инструментов для взятия ситуации под контроль — и, учитывая опыт с распечатыванием стратегических резервов нефти для снижения цен на бензин, итог может быть прямо противоположным тому, который задумывался.
Ну хорошо, ставку опять поднимут 14-15 июня — и в это же время спишут первые 15 млрд облигаций. Ставка рефинансирования скакнет вверх, кредиты подорожают — и у нас в запасе есть 40% компаний из S&P 500, которые при полной распродаже своих активов не покроют кредиты, выданные на их существование.

Замечательно? Еще бы. Остается только гадать, какая компания из этого славного списка первой объявит о невозможности обслуживать свои кредитные обязательства — и знаете, в этом нет ничего плохого. Санация рынка все равно необходима — но когда под «санацию» попадет 40% фирм и фирмочек, это будет выглядеть очень и очень интересно.

Хорошая такая санация в 40% экономики. И в 40% дутого ВВП, который эти игроки создают на фондовых площадках — ну и, как следствие, падение уровня жизни населения на все те же 40%. Одномоментное падение, ибо условия «крайне неопределенны».
Повторюсь: это отнюдь не прогноз. Это вероятность, которая становится все выше и выше. Возможно, Белому дому удастся взять ситуацию по временный контроль, но это никак не отменяет того факта, что в любом случае рано или поздно компании-зомби начнут складываться, как карточный домик.

И вот здесь главный вопрос- когда это произойдет. Повышение ставки ФРС увеличивает стоимость обслуживания кредитов, в том числе и по внешнему долгу. Я не верю, что Байден и демократы допустят дефолт США, как страны — но это означает только то, что для поддержания внутренней стабильности денег просто не останется.

Тут либо инфляция, переходящая в галопирующую, либо ужесточение финансово-кредитного контроля над рынком. Третьего не дано, а Боливар не вывезет даже двоих — американская лошадь слегка устала после многих десятилетий непрерывного роста потребления.
Теперь жрать в три горла уже не получится. Или может временно получиться, но для этого надо разграбить Евросоюз, что приведет к его исчезновению — и следом за ним отправится в историю НАТО. И то, что делает сейчас ВПК Америки — это как раз и есть самый неприкрытый грабеж, поскольку вместо поставляемого на Украину устаревшего вооружения страны ЕС подсаживаются на поставки нового и очень дорогого оружия из США.

В любом случае, Западу в его нынешней конфигурации приходит конец. И Америка имеет все шансы выйти из кризиса с гордо поднятой головой, чтобы кровь из носа не капала.