Европе придется остановить свою промышленность без российского газа. Стоит ли закрыть им вентиль?
Еще совсем недавно глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен гордо заявляла, что Европа сможет обойтись и без российского газа. Но стоило «Газпрому» начать перекрывать вентиль для стран, отказавшихся платить в рублях, как настроения и выводы европейцев стали резко меняться.
Так немецкий журнал Der Spiegel озвучил печальную, но зато более правдивую информацию — если прекратятся поставки газа из России, Европе придется массово останавливать свою промышленность, потребляющую газ, чтобы заполнить газовые хранилища к осени.
На сегодняшний день газовые хранилища в Европе заполнены на 32%. А заполнить их надо на 80%. Средний темп заполнения на данный момент — около 0,2% в сутки. Не трудно посчитать, что при таких темпах заполнить хранилища получится только через 8 месяцев, т.е. никогда, потому что через 8 месяцев это в январе, когда надо не заполнять, а вовсю тратить.
И это в условиях, когда российский газ еще продолжает поступать. Если же его поставки остановятся, то газ в хранилищах начнет таять уже сейчас — на текущие нужды европейских предприятий. И тогда Европа рискует банально замерзнуть предстоящей зимой. Отсюда и выводы Der Spiegel, что для заполнения хранилищ придется останавливать предприятия:
По мнению исследователей, при условии сокращения поставок из России для заполнения европейских хранилищ на 63 процента к 1 августа все металлургические, химические или цементные заводы в ЕС должны быть отключены от газа с нынешнего момента до конца июля, а газовые электростанции должны будут остановить работу практически на весь июль.
При этом для 80-процентного заполнения хранилищ к 1 ноября придется вновь ограничить газовое снабжение промышленности в течение октября, считают специалисты центра.
Но возникает другой вопрос — если остановится европейская промышленность, то чем тогда европейцы собрались торговать с альтернативными поставщиками, чтобы приобрести газ у них?
Если европейцы попытаются расплатиться за американский СПГ свеженапечатанными евро, то Байден им вместо газа отправит свеженапечатанные доллары. А взамен на СПГ надо поставить Штатам, да и другим поставщикам газа, что-то вполне реальное и осязаемое.
Но если встанет промышленность, европейцам, фактически, нечего будет отправить на экспорт. Россия вот тоже вполне справедливо отказывается принимать просто фантики, да еще и на счета в западных банках. Ведь предыдущие фантики в размере около 300 млрд. долларов нам не отдали.
Значит и новые валютные поступления тоже заблокируют. А по итогам 2022 года из-за санкций торговый профицит может достигнуть 200 млрд. долларов, т.е. размер наших заблокированных резервов может вырасти до 500 млрд. долларов, так что нам нет смысла поставлять газ за валюту.
Лучше тогда вообще его не поставлять, как предложил недавно Володин:
В ЕС привыкли жить за счет других: сначала за счет колоний, теперь Россия должна их обогревать. А нам цинично говорят: „Через семь лет мы откажемся от российского газа“. Мы вправе ответить: Зачем нам ждать? Если вы отказываетесь от стратегических отношений, проживите без России хотя бы один год.
А прожить хотя бы год без России Европа сейчас явно не сможет. Даже американцы, мечтающие вытеснить нас с европейского газового рынка, признают, что европейцы пока не могут обойтись без российского газа. Такое мнение было озвучено в американской газете Washington Post:
Ближайшие полтора года почти при любом сценарии станут сложным временем для Европы, у которой нет достаточного числа альтернатив на случай, если Россия прекратит поставки газа —
Эдвард Чоу, эксперт в области энергетической безопасности.
Однако, данный «мессендж» наш спикер Госдумы направил странам, которые отказались осуществлять оплату газа в рублях. Для этих стран Газпром действительно прекратил поставки газа. Первыми среди таковых стали Польша и Болгария. Далее к отключению газа готовится Финляндия.
Что касается стран, согласившихся на предложенную схему оплаты через «Газпромбанк», когда валюта обменивается на рубли, то осуществлять поставки по такой схеме имеет смысл, тем более цена газа в Европе устойчиво держится выше 1000 долларов, т.е. в 5-7 раз выше обычного.
Как говорится, грех не заработать, но при условии, что мы действительно получим эти деньги за поставки по новой схеме. Кроме того, в качестве неустойки за блокировку наших резервов, можно поднять цены на газ еще выше, учитывая, что без наших поставок Европе все равно не обойтись.
Ведь еще ЕС явно блефует в том, что заменит российские поставки путем увеличения мощностей возобновляемых источников энергии. Тут такая засада, что если ветер не дует, то не крутятся лопасти всех ветряков, даже если их количество сильно увеличить. Вот наглядная статистика:
По данным WindEurope, к примеру, 4 апреля ветряки выработали 26,7% всей произведенной в ЕС электроэнергии, а вот 26 апреля на долю ВИЭ пришлось лишь 9,6%. Как видим, доля ВИЭ очень сильно скачет, поэтому выработку электроэнергии от ветряков и солнечных панелей пока что приходится стабилизировать работой газовых электростанций.
В принципе, у европейцев есть возможность платить за газ больше, при условии, что их промышленность будет работать и они не потеряют доход:
Если проанализировать расходы жителей Германии, которая больше всего закупает наших энергоресурсов, то немцы могут платить гораздо больше за газ, если сэкономят на отдыхе, ресторанах и транспорте.
Тем более средняя зарплата в Германии выше, чем указанные в таблице потребительские расходы. Сюда не включены платежи по кредитам, накопления и взносы по частным страховкам. Значит европейцы, за исключением совсем уж бедной периферии, типа прибалтов, могут платить за газ еще больше, чем сейчас, если потуже затянут пояса.
Поэтому имеет смысл закрывать вентиль только для тех, кто отказался менять валюту на рубли через «Газпробманк», т.к. от этой валюты нам в условиях санкций никакой пользы, а вот заработать сверхприбыль на тех, кто все же будет платить по предложенной нами схеме, можно и нужно.
Ну и раз даже сами США и Европа неохотно признают, что отказ от российского газа пока невозможен, значит можно смело продолжать настаивать на переводе оплаты на рубли и получать сверхдоходы.