Запад загнал себя в ловушку — Россия ограничила экспорт неона и напомнила недружественным странам о зависимости микроэлектроники от России
Не только на словах напомнила, но и на деле. Однако не буду забегать вперёд и рассмотрим этот вопрос по порядку — микроэлектроника и взаимозависимость.
Сегодня одной из самых обсуждаемых тем, является производство микросхем и микрочипов. Честно признать в этой области Россия очень сильно отстала и программа импортозамещения этого направления провалена.
Запад использует все инструменты в антироссийских санкциях. Кроме ограничения на энергоресурсы и различную продукцию из России, вводятся запреты на экспорт. В том числе на — полупроводники, «чувствительное» оборудование, микрочипы и т.п. Даже лидер по производству такой продукции, тайваньская TSMC, объявила об остановке контрактов с российскими компаниями и прекратила поставки продукции.
Конечно сразу были задействованы «серые» схемы, продолжаются поставки из Китая и ряда других стран, но в России решили воспользоваться своими преимуществами в данной ситуации и напомнить, что —
Россия является лидером по производству неона, гелия и добыче редкоземельных металлов
Неон — этот газ производят не только в России, но и на Украине в Мариуполе и Одессе, а там сейчас производство остановлено.
Правительство России приняло постановление —
— «Ограничить до конца года экспорт инертных газов — это неон, аргон, гелий, ксенон и др., которые используются для производства полупроводников, из которых в свою очередь делают микросхемы.»
А для западных «непартнёров» напоминание, опубликованное официальными СМИ —
— «Россия решила напомнить недружественным странам об их импортозависимости. Теперь российский Минпромторг определит, кто будет иметь доступ к неону, криптону, ксенону — ключевым и критически важным газам для производства полупроводников, более 30% которых на мировом рынке приходится на нашу страну.»
Теперь любой экспорт такой продукции только по специальному разрешению от Правительства основанном на предложении от Минпромторга. Документ подписан лично Михаилом Мишустиным.
Теперь о зависимости мировой микроэлектроники от России
Ранее Украина обеспечивала потребности в неоне:
- 90% для США;
- до 40% в мире.
Это мариупольский завод «Ингаз» и одесский «Криоин». 100% сырья для производства они получали из России. В настоящее время их работа остановлена. Когда будет вновь запущено производство — контролировать поставки будет Россия.
В России в 2021 году запущен самый крупный в мире завод — «Амурский газоперерабатывающий завод», который должен обеспечивать мировые потребности в гелии.
Европейские поставщики газов производителям по всему миру, получали их из России. Как например компания из Германии «Aerogas GMBH» получала криптон и неон:
- 70% из России;
- 30% из Украины.
Компания из Франции «Air Liquide» добывала неон из сырья, 100% которого поставлялось из России.
В настоящее время тайваньская TSMC заявила, что на ближайшее время у неё есть запасы. Такая же ситуация и других производителей. Однако все уже высказывают беспокойство, а цена на неон взлетела за последние двадцать дней почти в десять раз.
В мире остались только два производителя неона — Россия и Китай, который обеспечил своё производство полностью. Теперь всем производителям отказавшимся работать с Россией придётся брать газ в Китае по завышенным ценам. Такая участь ждёт и тех «недружественных», которым Россия откажет в поставках.
Важно учесть и то, что в мире есть только один производитель оборудования для литографии — это компания из Нидерландов «ASML». На нём работают в Тайване, США и Китае, выпуская компактные и высокопроизводительные микросхемы и чипы. Почти все разработки «ASML созданы при участии Института спектроскопии РАН. Компания хоть и использует смеси, но также нуждается в российском неоне.
Что имеем в итоге
Россию изолировать не получится. Результат санкционных ограничений (цель которых в США и ЕС не скрывают) — это то, что Запад сам себя загоняет в ловушку.
Вырастут цены на всю продукцию с использованием микроэлектроники. Компании расширяют производство, спрос на сырьё будет расти и им придётся только начинать договариваться с Россией и при этом «давить» на свои правительства, которые будут вынуждены идти на уступки.
На мировом рынке микроэлектроники всё взаимосвязано и все зависят друг от друга. Россия сейчас усиливает свои позиции и будет диктовать условия.
А вот с производством своей микроэлектроники всё намного сложнее и работы по импортозамещению предстоит очень много.