Как Европа себя перебарывала на требование оплаты газа рублями. Победа Москвы неоспорима
В конце марта министерство экономики Германии вместе со странами «Большой семерки» напрочь отказывались переходить на оплату в рублях за поставки газа. Министры G7 тогда в один голос заявляли, что переход на рубли будет нарушением контрактов и подобные условия им неприемлемы.
Россия не стала церемониться с «зарубежными партнерами» и сразу предупредила, что в случае отказа от данного условия им попросту будут перекрыты газовые вентили. Бесплатно газ поставлять никто не собирается, так что вперед на биржу за рублями.
Германия тогда пригрозила, что может уже до конца нынешнего года отказаться от поставок российских нефти и газа. Правительство Японии также не обрадовала новость о новых условиях оплаты, и оно обратилось к компаниям с просьбой отказываться от оплаты в рублях за поставки российского сжиженного природного газа. Следом Сербия заявила об отказе оплачивать газ рублями, который поставляется по газотранспортной системе Болгарии. Это было аргументировано тем, что Сербия не входит в список недружественных стран России.
Москва твердо стояла на своей позиции, а правительство, Центробанк и «Газпром» получили задание изменить валюту платежей за поставки газа на рубли для стран Евросоюза. Аналитики тогда гадали, по какому же пути пойдут европейские компании с оплатой поставок газа в рублях: прибегнут с услугам неподсанкционных банков или помощи дочерних компаний на Мосбирже. Самым простым вариантом было использовать российские банки, которые не попали под санкции. Вторым вариантом могло быть открытие дочерней компании в России. На счет этой компании планировалось переводить валюту, затем ее обменивают на бирже и оплачивают счета уже в рублях.
Эксперты предложили странам, которые будут переходить на новую схему оплаты, создать рублевые резервы. А России они предложили снизить резервы в иностранных валютах, т.к. накопления в валюте недружественных стран могут быть в любой момент заморожены. Это привело бы к созданию рублевых резервов в самой России. Эти резервы могли бы пополняться из доходов от экспорта и при необходимости направляться в виде господдержки.
Экономисты предлагали свое решение – ввод новой валюты для дружественных стран. Это позволило бы сократить зависимость от доллара. Новую валюту можно было бы внедрить для расчетов среди стран ЕАЭС, Китая, Индии, Ирана и Турции.
Хотя Еврокомиссия упорно отказывалась от мыслей по оплате российского голубого топлива в российской же валюте. Министрами энергетики стран G7 эта новость воспринималась в штыки.
Когда издание Die Welt написало об отказе стран G7 переходить на оплату за поставки газа в рублях, немцы выступили с критикой в комментариях под статьей. Одни заявляли, что Германия находится в большой зависимости от поставок российских энергоресурсов, поэтому отказ от требований России переломает хребет немецкой экономике. Вторые опасались, что Россия попросту перекроет газовый кран, т.к. ей бессмысленно экспортировать энергоресурсы за евро или доллары. Третьи считают, что отказ от российских энергоресурсов был бы самым глупым решением Германии, которое толкнуло бы население в пропасть.
Несмотря ни на что, в конце марта Министерство финансов Германии твердо утверждало, что Европа продолжит оплачивать счета за поставки газа в евро. Немцы называли условия Москвы политическим шантажом и были уверены, что им удастся отвергнуть новые правила.
Упрямство и настойчивость Евросоюза продержались лишь месяц в противостоянии с Россией. И вот 1 мая Венгрия с еще девятью европейскими странами сообщили об открытии счетов в российском банке для оплаты в рублях за поставку газа. Венгрия будет пополнять счет в евро, которые затем будут конвертироваться в рубли, сообщил венгерский премьер-министр Гергей Гуйяш. Перелом упорства европейских стран стал несомненной победой в копилку страны. Более того, власти решили не останавливаться на одном газе и перенести данную схему на другие экспортные товары.