Россия и Европа: А как быть с Россией…

Мне представляется, что Россия все же является составной частью европейских цивилизаций, хотя в Европе ее воспринимают довольно необычно.

Россия и Европа: А как быть с Россией…

Представим себе многодетную семью: братья, сестры, родители, которые живут все вместе в огромной квартире.
А рядом живет дядя, с которым все не очень-то общаются, считают его непредсказуемым, говорят о его алкогольных проблемах и советуют, чтобы лишний раз дети не играли с ним. В этой ассоциации Европа – это большая семья, а дядя, который вроде бы член семьи, но немного странный… да, это мы. Дядю вроде бы любят, но предпочитают держать на расстоянии и немного побаиваются.

Кто в этом виноват? Как это часто бывает в спорах, все понемногу: свои претензии друг к другу есть у России, и у Европы (в чьей «квартире» хватает своих проблем). Но, поскольку живут все всё равно слишком близко, чтобы драться и швыряться посудой, приходится находить общий язык. Другого выхода нет.

Россия и Европа: А как быть с Россией…

В марте 1918 года, когда немецкие самолеты бомбили Петроград, переименованный в Санкт-Петербург, большевики перенесли советскую столицу в Москву. Этот шаг символизировал растущее отделение Советской Республики от Европы. По Брест — Литовскому договору, подписанному в том же месяце для прекращения войны с Центральными державами, Россия потеряла большую часть своих территорий в Европе — Польшу, Финляндию, Прибалтику и Украину. Как европейская держава, Россия была низведена до статуса наравне с Московией XVII века.
В первые годы советской власти большевики надеялись, что их революция распространится на остальной европейский континент. По мнению Ленина, социализм был неустойчив в отсталой крестьянской стране, такой как Россия, без распространения революции на более развитые индустриальные государства. Германия была средоточием их самых больших надежд. Он был родиной марксистского движения и имел самое передовое рабочее движение в Европе. Ноябрьскую революцию 1918 года большевики встретили с радостью. Ее рабочие и солдатские советы, казалось, предполагали, что Германия движется по советскому пути. Но немецкого “Октября” не было. Немецкие социалисты поддержали демократическую республику, войдя в правительство и подавив коммунистическое восстание в январе 1919 года. Ни одно другое европейское государство даже близко не подошло к революции, связанной с Москвой: послевоенные социальные и экономические кризисы, радикализировавшие рабочих, начали ослабевать, и к 1921 году стало ясно, что в ближайшем будущем, пока Европу не сотрясет очередная война или кризис, Советской России придется выживать самостоятельно (“социализм в одной стране”).

В течение следующих семидесяти лет Советская Россия была изолирована от Запада политически и культурно. Были короткие периоды, когда открывались культурные каналы — во время Второй мировой войны, например, когда западные книги и фильмы посылались союзниками и становились доступными советскому народу; или во время хрущевской оттепели конца 1950-х-начала 1960-х годов, когда происходили культурные обмены между Советским Союзом и Западом.

После захвата Советской властью Восточной Европы после 1945 года советские граждане также могли путешествовать в страны Восточного блока, откуда они получали некоторые элементы европейской культуры в форме, приемлемой для коммунистических властей. Но в остальном, в общих чертах, они были оторваны от универсализма европейской традиции, к которой была привязана Петровская Россия (1703-1917).

Русские свободно смешивались с финно-угорскими племенами, монголами и другими степными кочевыми народами

Среди рассеянных эмигрантов, бежавших из Советской России после 1917 года, была группа интеллигенции, известная как евразийцы.

Евразийство было доминирующим интеллектуальным направлением во всех эмигрантских сообществах. Многие из наиболее известных русских эмигрантов, в том числе филолог князь Н. С. Трубецкой (1890-1938), религиозный мыслитель отец Георгий Флоровский (1893-1979), историк Георгий Вернадский (1887-1973) и лингвист-теоретик Роман Якобсон (1896-1982), были членами группы.

Евразийство было, по существу, феноменом эмиграции, поскольку оно коренилось в чувстве предательства России Западом в 1917-21 годах. Ее во многом аристократические последователи упрекали западные державы в неспособности победить большевиков в революции и гражданской войне, закончившейся крахом России как европейской державы и их собственным изгнанием с родины.

Разочарованные Западом, но еще не отчаявшиеся в возможном будущем для себя в России, они переделывают свою родину как уникальную, «туранскую» культуру в азиатской степи.

Основополагающим манифестом движения стал «Исход на Восток», сборник из десяти эссе, опубликованный в Софии в 1921 году, в котором евразийцы предвидели гибель Запада и возникновение новой цивилизации во главе с Россией или Евразией. Как утверждал Трубецкой, автор важнейших очерков в сборнике, Россия была в корне степной, азиатской культурой. Византийское и европейское влияние, сформировавшее русское государство и его высокую культуру, едва проникло в низшие слои русской народной культуры, развивавшейся больше через соприкосновение с Востоком. На протяжении веков русские свободно смешивались с финно-угорскими племенами, монголами и другими кочевыми народами степи. Они ассимилировали элементы своего языка, своей музыки, обычаев и религии, так что эти азиатские культуры были поглощены собственной исторической эволюцией России.

У такого фольклора было мало этнографических свидетельств, которые можно было бы подтвердить. Они были полемичны и негодующе настроены против Запада. В этом отношении они исходили из того же устойчивого представления, которое впервые выдвинул Достоевский, что судьба империи-в Азии (где русские могли быть европейцами), а не в Европе (где они были “прихлебателями”). Тем не менее, благодаря своей эмоциональной силе евразийские идеи оказали сильное культурное воздействие на русскую эмиграцию 1920-1930-х годов, когда те, кто оплакивал исчезновение своей страны с европейской карты, могли найти для нее новую надежду на евразийскую, и эти же идеи возродились в последние годы, после распада Советского Союза, когда место России в Европе было далеко не ясно.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях.
Не забудьте поставить «Лайк».

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях, я буду рад почитать их, ответить на ваши вопросы. (Продолжение следует)