Индия сигнализирует об ограничении возможностей США в Азии
Дели выбирает прагматичный путь во внешней политике.
В мае этого года президент США Джо Байден совершил азиатское турне. Как писал журнал Politico, одной из основных целей поездки являлось изменение траектории движение Индии в прозападном направлении. Однако итоги этой поездки, в частности, увеличение покупки Индией российской нефти в два раза за последние два месяца, показывают, что США не в силах серьезно изменить внешнеполитический курс Дели, так как американские идеологические конструкции не выдерживают конкуренции с реальными интересами этой страны.
В США никто не скрывал, что американский президент едет в турне, чтобы заручиться поддержкой своей стратегии противодействия Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе и объявить о создании Индо-тихоокеанского экономического союза. В то же время, журнал Politico указывал, что в Белом доме хотят использовать раздутую международную обеспокоенность по поводу российской специальной операции на Украине, чтобы вырвать Индию из ее давних и тесных отношений с Москвой.
Ещё в преддверии этой поездки одно японское издание тезисно обрисовало, почему Индия придерживается нейтрального статуса и не вводит санкции в отношении России, как это сделали её союзники по QUAD – США, Австралия и Япония.
Основная причина заключается в том, что Индия не может себе позволить выпады в отношении России, так как это может подтолкнуть Россию окончательно выбрать позицию Китая в индо-китайском территориальном конфликте. Также Индия хоть и закупает вооружение у множества стран, но по оценкам специалистов, из текущего вооружения индийской армии 70% — техника российского производства, что сохраняет зависимость Индии от России в вопросе её обслуживания и поставок запасных частей.
Кроме того, японское издание отмечает разницу в подходах к геополитике. Страны Запада считают, что в их интересах защищать порядок под руководством США, а Индия видит для себя больше шансов в многополярном мире, в котором на равных позициях будут находиться несколько крупных держав.
На мой взгляд, также следует отметить лицемерие со стороны США в отношении Индии. Анонсируя визит Байдена в Азию, советник американского президента Джек Салливан заявил: “Послание, которое мы пытаемся отправить в эту поездку, — это послание позитивного видения того, как может выглядеть мир, если демократии и открытые общества мира объединятся, чтобы сформировать правила дорожного движения, определить архитектуру безопасности региона, укрепить сильные, мощные исторические альянсы”.
В то же время, спустя две недели, в докладе Государственного департамента США о международной религиозной свободе за 2021 год, который озвучивал глава Госдепа Энтони Блинкен, Индия классифицируется как страна, вызывающая особую озабоченность в категории стран с худшими показателями религиозной свободы и где наблюдается рост нападений на места отправления культа.
Непосредственно в самой Индии СМИ отмечают, что с началом спецоперации России на Украине, влияние нашей страны в регионе уменьшилось, что, в принципе, естественно в связи с концентрацией военных и дипломатических усилий на этом конфликте. Однако, это повлекло усиление в регионе роли Китая. Запад во главе с США также сместил фокус своего внимания на Украину, делая туда гигантские вливания денег и вооружения, что опять-таки развязывает руки Китаю в регионе, считают индийские эксперты.
В ходе визита президента России Владимира Путина в Индию в декабре 2021 года, были приняты решения о ряде совместных инициатив по Средней Азии и Афганистану, теперь их перспектива туманна, а Пакистан и Китай усиливают там свои позиции.
«Главная дилемма для Индии сегодня не в том, чтобы продолжать взаимодействие с Россией или нет. Дальнейшее сотрудничество в ближайшей и среднесрочной перспективе не вызывает сомнений. Однако из-за российской операции у Нью-Дели появились новые поводы для тревог и раздумий» — резюмирует индийское издание The Hindu.
В Индии также опасаются, что Китай может воспользоваться отвлечением внимания мировой общественности на Украину и обострить ситуацию на «Линии фактического контроля» — территориального спора между Индией и Китаем. Тогда Индии придется обращаться за помощью к США и Западу. Однако, это явно не в интересах России.
Поэтому в Индии надеются, что Москва окажет дипломатическое влияние на Пекин, ведь для неё крайне важно, чтобы её союзники не враждовали между собой в такой трудной международной обстановке. Ожидается, что премьер-министр Индии Нарендра Моди примет участие в виртуальном саммите БРИКС 24 июня вместе с президентами России и Китая.
Вот при таком геополитическом раскладе для Индии прошел 2-й саммит QUAD. Издание The Hindu отметило, что, несмотря на первичные заявления по поводу поддержки Украины со стороны руководителей США и Японии, в итоговом совместном заявлении о России и Украине вообще не упоминалось. Издание пишет, что Индия подчеркивает важность QUAD, но в то же время «сохраняет равновесие» — участвуя во встрече чиновников ШОС по борьбе с терроризмом за два дня до саммита.
Хотя Китай не был упомянут в совместном заявлении, но была сделана отсылка на противодействие QUAD принудительным и односторонним мерам, которые “стремятся изменить статус-кво и усилить напряженность в этом районе, опасное использование судов береговой охраны и морской милиции, и усилия по срыву деятельности по эксплуатации морских ресурсов других стран”.
Однако заявление Байдена о том, что США вступят в войну за Тайвань в случае китайского вторжения, взорвало информационное пространство, и «смягчение ущерба» с опровержениями со стороны Госдепа США не сильно спасло ситуацию, так как дипломатическая реакция Пекина была очень быстрой.
На саммите в Токио лидеры QUAD заявили о создании «Индо-Тихоокеанского партнерства по осведомленности в морской сфере» (IPMDA). В рамках этой инициативы будет осуществляться мониторинг ситуации у их морских границ, что усилит возможности реагирования партнеров на климатические и гуманитарные происшествия и «поддержания свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Китай также понимает, что это партнерство направлено против него.
Объявление 23 мая «экономической инициативы в Индо-Тихоокеанском регионе» (IPEF) с участием 13 стран, рекламируется как существенный шаг США в рамках своего десятилетнего “поворота в Азию” и попытки придать некоторый “экономический вес” своему присутствию в индо-тихоокеанском регионе, которое сокращалось после решения Дональда Трампа выйти из «Транстихоокеанского соглашения о свободной торговле» (CPTPP) в 2017 году.
Однако, как отмечает The Hindu, это только сигнализирует о готовности стран 13 начать обсуждение контуров союза, основными приоритетами которого объявлены: чистая энергия, декарбонизация, налогообложение и борьба с коррупцией. При этом официальные лица США ясно дали понять, что это не соглашение о свободной торговле, и снижение торговых пошлин или расширение доступа на рынок обсуждаться не будет.
В Индии отмечают, что на фоне финансирования Украины за последние 3 месяца только со стороны США на 54 млрд долларов, запланированные 50 млрд долларов на пять лет для инфраструктуры всех четырех стран QUAD кажутся незначительными.
В то же время, как сообщает Bloomberg, США готовят пакет военной помощи для Индии для углубления связей в области безопасности и снижения зависимости страны от российского оружия. По словам информатора, финансирование в размере до 500 млн долларов сделает Индию одним из крупнейших получателей американской помощи после Израиля и Египта.
Издание War on the Rocks, известное своими инсайдами в американском ВПК, сообщило, что США планируют ускорить процесс утверждения экспортного контроля для индийского сотрудничества, фактически использовать статус основного оборонного партнера Индии для экспорта технологий двойного назначения. Планируется даже создание общего комплекса производственных линий по аналогу производства танков M1A1 Abrams в Египте. Тем самым, Индия будет сильнее втянута в орбиту влияния США.
Гонконгская газета South China Morning Post в конце мая сообщила, что США стали главным торговым партнером Индии, обогнав многолетнего лидера – Китай, достигнув цифры в 115 млрд долларов. По различным оценкам, индийский экспорт в США подскочил на 47,4% в 2021 году, а импорт вырос на 50%. Однако официальный представитель МИД Китая опроверг это сообщение, пояснив, что «неравенство в торговых показателях, опубликованных Китаем и Индией, является результатом различных статистических шкал измерения».
Отчасти всё это связано с попыткой внутреннего замещения части китайских товаров в Индии, после обострения приграничного конфликта этих стран в 2020 году. Однако это было до развернувшегося энергетического кризиса в мире. Сейчас у всех стран в регионе в приоритете энергоресурсы, а главная задача – сохранить приемлемый уровень жизни для своего населения, не допустив угрозы голода. Обострение ситуации в Иране и Пакистане становится ярким примером необходимости выставления правильных приоритетов у руководства страны.
Поэтому совсем не удивительно, что Индия в несколько раз увеличила закупки нефти из России. Кроме того, воспользовавшись санкциями Европы в отношении России и тем, что крупные нефтеперерабатывающие заводы могут работать с российской нефтью, делая из нее дизтопливо, Индия уже может экспортировать дизтопливо в Европу — пишет The New York Times. Индийская компания ONGС намерена выкупить долю Shell в проекте «Сахалин-2» и доли ExxonMobil в проекте «Сахалин-1» из-за ухода этих фирм из России.
США при этом ничего сделать не могут, так как в отличие от Турции, на которую были наложены санкции за покупку систем ПВО С-400, на Индию за аналогичную сделку санкции не накладывались. Введение даже вторичных санкций в отношении Индии за покупку российской нефти очень маловероятны, так как США не могут предложить Индии какой-либо стратегической экономической выгоды от их союза.
Та же Япония, которую США хотят видеть в военном союзе AUKUS, не собирается выходить из российского проекта «Сахалин-2», даже если ей скажут это сделать, пояснил министр экономики, торговли и промышленности Коити Хагиуда. Всё потому, что в текущей ситуации США не в состоянии обеспечить союзников энергоресурсами или хотя бы гарантировать сохранение их текущих уровней.
США сами находятся в энергокризисе с ценами на бензин, бьющими очередные рекорды. Схожая ситуация складывается и с удобрениями.
Индия в мае получила свыше 180 тыс. тонн удобрений из России. Причем данная сделка была проведена в рублях и рупиях – национальных валютах двух стран, пишет газета Times of India. Индийское правительство заверило своих фермеров, что во время сезона недостатка в удобрениях не будет, и они не столкнутся с каким-либо дополнительным финансовым бременем, несмотря на внешнюю конъюнктуру. США не могут стать альтернативой и в этой жизненно важной сфере.
Похоже, что кроме идеологических мантр о демократии, в арсенале США практически ничего не осталось. Официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь обратил внимание, что США потратили на экономическое сотрудничество с 10 странами АСЕАН 0,15 миллиарда долларов, а на войну на Украине 54 млрд долларов.
Время широких возможностей для США в Азии прошло. Это ярко видно на примере, который приводит китайское издание Global Times, указывая на уровень сотрудничества Китая со странами в Южной части Тихого океана. Сотрудничество включает вопросы экономики, инфраструктуры, изменения климата, здравоохранения и безопасности. Дело в том, что Китай в состоянии реально повлиять на увеличение уровня жизни жителей этих стран, и уже делал это, посылая гуманитарную помощь, в том числе вакцины во время эпидемии коронавируса. США ничего из этого не делали.
Немаловажным фактором в определении внешнеполитического вектора Индии является и политическая ситуация в самих США. Никто не может гарантировать, что следующий президент США, вероятно от республиканской партии, не свернет часть инициатив предыдущего хозяина Белого дома, как это уже было с «Транстихоокеанским соглашением о свободной торговле» и не начнет «тарифные войны».
Индия действительно нуждается в союзниках против Китая, так как пока не может решить с ним двусторонние проблемы дипломатическим путем. Специальная военная операция России на Украине нарушила равновесие взаимоотношений в треугольнике Россия–Китай–Индия, но индийская сторона, четко осознавая свои интересы, пытается сохранить баланс, не желая выходить на путь конфронтации с Россией, к чему ее подталкивают западные «партнеры».
В стратегическом плане Индия рассчитывает на формирование нового международного порядка, где таким развивающимся странам как она, будет определено место не подчиненного воле США партнера, а игрока, продвигающего собственные интересы, и развернувшийся мировой шторм энергокризиса показывает, что Запад вовсе не тот союзник, на которого можно положиться во всех отношениях.
Олег Ладогин