Новгородова: хакатон антикризисных решений поддерживает экономику РФ в условиях санкций

Руководители крупных предприятий Санкт-Петербурга приняли участие в антикризисном хакатоне, где в рамках игры обменялись опытом и совместно нашли решения для развития бизнеса в условиях экономических санкций. Корреспондент ФБА «Экономика сегодня» пообщался с заместителем директора Центра повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Натальей Новгородовой и узнал, что такое хакатон и в чем суть программы «Лидеры производительности».


                    Новгородова: хакатон антикризисных решений поддерживает экономику РФ в условиях санкций
                Фото предоставлены Центром повышения производительности и программой «Лидеры производительности»

– Наталья Геннадьевна, Центр повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России реализует программу подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности». На базе курса впервые и появилась идея хакатона. Что это вообще такое и какие плюсы игра дает руководителям?

– Хакатон – это уникальная инициатива нашего Центра повышения производительности и программы «Лидеры производительности». Изначально хакатон родился в среде IT-специалистов и представлял собой решение достаточно сложных задач в ограниченном промежутке времени. Хакатоны показали достаточно высокую эффективность, потому что, когда человека фокусируют на конкретной задаче, при этом ограничивая ему время, мозг специалиста выдает очень интересные решения, которые не пришли бы ему в голову в спокойном и размеренном режиме работы.

Формат хакатона расширился в бизнес-мероприятия, потому что для руководителей, которые обучаются у нас на программе «Лидеры производительности», возможность генерации нестандартных идей оказывается очень важной.

Хакатон антикризисных решений мы сделали в этом году на фоне санкций и необходимости поддержки экономики в условиях ограничений. Участники делятся на девять команд по три группы, в каждой группе кейс по определенной отрасли – машиностроение, пищевое производство и фарма. Участникам дается полный пакет исходных данных о конкретном предприятии – кейсы обезличены, но в них приводится проблематика реальных предприятий.

Команды изучают информацию, анализируют текущую ситуацию и внешнюю среду, определяют источник, который приводит к возникновению проблем. Затем разрабатываются варианты решения найденных проблем: как можно их нивелировать и обеспечить предприятию рост. По окончании мероприятия участники составляют три лонг-листа с универсальными мерами, которые можно применить не только к конкретному предприятию, но и вообще к любому. Набор мер, полученный на хакатоне, универсален, потому что в основе его лежит самая базовая логика поиска и разрешения ключевых проблем, которые могут быть свойственны любому бизнес-процессу.


                    Новгородова: хакатон антикризисных решений поддерживает экономику РФ в условиях санкций
                Наталья Новгородова / Фото предоставлены Центром повышения производительности и программой «Лидеры производительности»

– На ваш взгляд, тема повышения производительности труда актуальна для российской экономики в нынешних реалиях?

– В этом году возникла беспрецедентная ситуация ограничений и санкций, с которыми столкнулась наша страна. Практически на каждом предприятии руководители вынуждены решать задачи по поиску новых поставщиков и переналадке логистики. Это непростые процессы, которые требуют большого количества времени и сил. Эффективность труда, перестройка логистических цепочек, правильное распределение ресурсов внутри компании, работа с персоналом на предмет их мотивации и настроения – все это на данный момент в приоритете у руководителей предприятий. Все это имеет непосредственное отношение к навыкам системного повышения производительности. Это базовые навыки, без которых невозможно реализовать ни одну антикризисную стратегию и тем более обеспечить устойчивость бизнеса в перспективе. И потом, не стоит забывать, что национальный проект «Производительность труда» разработан для предприятий несырьевых отраслей. То есть тех отраслей, которым предстоит играть ключевую роль в условиях диверсификации экономики. Поэтому можно сказать, что нацпроект не просто актуален, а выходит на первый план.

– Что обучение руководителей непосредственно дает бизнесу? Как оно влияет на экономику и развитие того или иного региона?

– Инструменты, которые мы даем, позволяют увеличить как эффективность, так и устойчивость, стабильность бизнес-процессов. Они позволяют быстро и качественно оценить ситуацию и определить возможные зоны роста. Самостоятельная оценка и поиск могут быть затруднительны и привести к тому, что время для важных решений будет упущено. Например, сейчас освобождаются многие ниши, и оперативность входа в них имеет ключевое значение. Есть предприятия, которые испытывают дефицит ресурсов, а кто-то, наоборот, освобождает свои кадры, потому что персонал загружен недостаточно. У нас разрабатываются примеры, когда подобные предприятия могут объединить свои ресурсы для оптимальной работы.

Темы производительности и устойчивости бизнеса сейчас крайне важны. Наша площадка собирает порядка трехсот руководителей, которые каждый день решают эти задачи. У них есть возможности поделиться опытом и наработками, обсудить рабочие гипотезы в формате образовательно-тренировочной программы. И, конечно, успешное и стабильное предприятие – это налоги, пополнение городского бюджета и, как следствие, развитие любого региона.


                    Новгородова: хакатон антикризисных решений поддерживает экономику РФ в условиях санкций
                Хакатон / Фото предоставлены Центром повышения производительности и программой «Лидеры производительности»

– Можно ли выделить ключевые навыки хорошего управленца? Или на каждом предприятии все индивидуально?

– Мы обучаем системному, базовому взгляду на работу предприятия. Чем зачастую грешат многие руководители бизнесов? Рутины много, операционки много, поэтому в авральном режиме тушим пожары и латаем дыры. Гораздо более правильно и полезно определить, что именно приводит к появлению таких узких мест и генерации проблем. Еще бывает, когда руководители направлений – маркетинг, производство, логистика – каждый видит процесс по-своему, а коммуникация и выработка единого взгляда затруднены. Это приводит к рассинхронизации рабочего процесса, как в басне «Лебедь, рак и щука». Мы даем возможность представителям всех направлений обучиться по единой программе, получить универсальный инструмент и один общий язык, наладить связи между отделами. Очень важно не смотреть на проблему локально, изолированно, а выработать комплексный взгляд «сверху» и понимание, как проблемы и их решения в одном отделе способны влиять на результаты других направлений и всего предприятия в целом.

Полезно, когда общему взгляду обучаются руководитель и его команда менеджеров. Это позволяет создать единый набор инструментов и понимание их применения без конфликтов и ошибок реализации.

Мы даем широкий спектр инструментов, все возможные варианты, каждый руководитель затем уже берет то, что лучше подходит именно ему, и адаптирует сообразно специфике своей ситуации. Наша задача – научить методам, которые можно внедрить, во-первых, быстро, а во-вторых – собственными силами, без привлечения сторонних ресурсов в лице наемных экспертов и консультантов.

– В программе «Лидеры производительности» участвует только средний бизнес?

– Участники программы в основном представлены средним бизнесом, но у нас есть и представители крупного – предприятия с численностью персонала от 5 тысяч человек. Все получают на обучении полезные навыки и подходы, которые можно применить для оптимизации рабочих процессов. Каждое предприятие индивидуально: например, финансовый отдел работает отлично, но есть проблемы в логистике – мы показываем, что и как можно улучшить и с чего вообще начать.


                    Новгородова: хакатон антикризисных решений поддерживает экономику РФ в условиях санкций
                Хакатон / Фото предоставлены Центром повышения производительности и программой «Лидеры производительности»

– Есть ли успешные кейсы по повышению производительности среди участников программы?

– Конечно, успешных проектов много, наши участники делают собственную программу – разрабатывают кросс-отраслевые проекты, которые затем внедряют у себя. Через год мы приезжаем к нашим выпускникам, которые делали такие проекты, наблюдаем и оцениваем их результаты. Более 60% таких проектов затем воплощается в жизнь – их не писали в стол, а именно реализовали на практике. Все проекты посвящены самым острым потребностям бизнеса. Кто-то хочет сократить производственный цикл и простои оборудования, у кого-то проблема с кадрами, не хватает компетенций, другая распространенная проблема – плохо работает маркетинг, отсутствует уникальное торговое предложение, и конкуренты начинают отвоевывать рынок. Все это разные грани производительности. Иногда руководители сами не понимают, в чем их проблема и почему не растет прибыль. Потому что у них отсутствует навык комплексной диагностики процессов. Очень полезно непосредственно перед обучением оценить и спланировать тематику проектов и уже затем на обучении проанализировать их с точки зрения целесообразности и выработать по ним конкретные, детальные дорожные карты.

В Санкт-Петербурге за время нашей работы реализовано более 20 успешных проектов. Средний прирост производительности вследствие принятых мер – около 10%.


                    Новгородова: хакатон антикризисных решений поддерживает экономику РФ в условиях санкций

Ольга Кремлева