На Украине оценили вероятность резни в Донецке после его сдачи
Глава ДНР Денис Пушилин заявил, что Донецк будет ждать «резня», если Минские соглашения перепишут по желанию Украины. В пример он привел резню в Сребренице (Босния и Герцеговина) в 1995 году, когда сербы перебили около 8 тысяч мусульман. Мы выяснили у украинских политологов, насколько вероятен подобный сценарий и что может помешать его воплощению или, наоборот, приблизить его.
– Во-первых, Министерство оккупированных территорий Украины разработало законопроект по так называемой реинтеграции отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Ожидается, что процесс займет 25 лет, из которых первые несколько лет жители Донецка и Луганска будут поражены в политических правах, – полагает украинский политолог Алексей Якубин. – По сути ничего привлекательного Украина не предлагает жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей…
– В России многие говорят, что события 2 мая 2014 года в Одессе разделили восприятие Украина на «до» и «после». Соответственно, есть опасение, что в ДНР и ЛНР после их возвращения под контроль Киева возможно повторение трагедии. Насколько обоснованны эти страхи?
– Если мы говорим о выполнении Минских соглашений, подобный сценарий практически полностью исключен. В частности, порядок в Донецке и Луганске будут охранять отряды народной милиции, сформированные из местных жителей. Однако если события будут развиваться иначе, то возможны различные сценарии.
Если официальный Киев хочет, он полностью контролирует силовую вертикаль в стране. Украинские правоохранительные органы способны справиться с любой группой радикалов и не дать повториться трагедии 2 мая в Одессе. Вместе с тем иногда украинские власти дают радикалам выйти за пределы законности. В том числе это видно на примере протестов возле Офиса президента Украины.
С другой стороны, вряд ли мы можем ожидать повторения событий 2014 года или «резни». В частности, против этого будет Запад, а Киев не захочет портить с ним отношения. Да и за Одессу еще предстоит ответить.
– А как сами украинцы воспринимают ситуацию, в которую попали жители ДНР и ЛНР?
– По большей части украинцы воспринимают жителей этих образований как заложников. В 2014-2015 годах к ним часто относились негативно, но сейчас этого уже нет. Ультраправые до сих пор пытаются стигматизировать жителей отдельных районов Донбасса, говоря о том, что они изначально были не совсем правильными украинцами и так далее, но былой остроты уже нет. В центральной и восточной Украине подобные взгляды не распространены. Если Донецк и Луганск вернутся под контроль Киева, большинство украинцев просто решат, что война наконец закончилась, и надо жить дальше.
То, как люди будут сосуществовать друг с другом, будет во многом зависеть от поведения властей. Сейчас складывается такое ощущение, что власти сами не понимают, что и как им надо делать, поэтому стараются отложить это на потом.
Замглавы Украинского института политики Кирилл Молчанов говорит, что Пушилин фактически повторил слова президента России Владимира Путина на эту тему. «Тем не менее глава Украины Владимир Зеленский не всегда может контролировать ситуацию даже в Киеве, тем более у него не будет это получаться в Донецке и Луганске. Озабоченность возможными действиями радикалов уместна. Что касается отношения к жителям ДНР и ЛНР в целом, то большинство считают их не врагами, а заложниками ситуации», – считает Молчанов.
«Нет никакой вероятности переписывания Минских соглашений или сдачи Донецка и Луганска Украине на ее условиях. Для этого в России должны произойти какие-то удивительные события. Никак иначе не могут быть перечеркнуты последние 7 лет, – рассуждает глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. – Поэтому нужно говорить не о том, что может быть, если Донецк и Луганск будут сданы, а о том, как улучшить жизнь местных жителей, чтобы остановить их бегство из региона. Сейчас власти ДНР и ЛНР воспринимаются примерно так же, как и украинские власти: не свое руководство, а как что-то совершенно другое».