Вход копейка, выход – миллионы: как РЖД наказала Siemens
Отечественный МИД рассказал о желании немецкого бизнеса вернуться на российский рынок. Немецкие компании «сигнализируют о своём намерении незамедлительно вернуться на российский рынок, как только ситуация стабилизируется и с них спадёт политический пресс». Россия, в свою очередь, посылает сигнал, что «немецкий бизнес не гонит и закрывать перед ним дверь не намерена».
Тем не менее, вне зависимости от того, как долго ещё будет длиться специальная военная операция, некоторые компании уже часть своего бизнеса потеряли. Среди них – Siemens.
12 мая Siemens заявила о прекращении бизнеса в России и начала процедуру сворачивания своей производственной и операционной деятельности. С 13 мая Siemens в одностороннем порядке разорвала с РЖД действовавшие с 2007 года сервисные контракты, включая обслуживание поездов «Сапсан». Поставки запчастей Siemens прекратила ещё в конце февраля.
16 мая Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти постановил передать РЖД оборудование Siemens, которое используется для обслуживания и ремонта высокоскоростных поездов. Тот же суд постановил передать РЖД оборудование Siemens на ж/д станции Лужская в Ленобласти.
Siemens решение Арбитражного суда счёл неправомерным и решил оспорить. 8 июня Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отклонил ходатайство Siemens, оставив за РЖД право пользоваться оборудованием для ремонта «Сапсанов».
Эта краткая история хорошо иллюстрирует два простых тезиса:
1. Любая технологическая зависимость от США, ЕС и их союзников превращается в орудие экономической войны.
2. Государство, когда дело доходит до обеспечения работы критической инфраструктуры, имеет право изымать оборудование из управления иностранных компаний, особенно в том случае, когда они решили своим уходом нанести России максимальный ущерб.
Не прими суд решение в пользу РЖД, «Сапсаны» прекратили бы свою работу, а Siemens мог бы просто демонтировать и вывезти оборудование в Германию. К слову, Минприроды получило свыше 430 заявок на вывоз из России геологоразведочного, добычного и лабораторного оборудования: 4 заявки были удовлетворены, по 60 уже отказали, а 373 заявки находятся на рассмотрении. Ведомство уже заявило, что не разрешит «под шумок» вывезти из России оборудование.
Теперь – независимо от того, вернётся Siemens на российский рынок или нет – оборудование останется под контролем РЖД, что гарантирует работоспособность поездов. Для Siemens уход с российского рынка обернулся двукратным падением чистой прибыли за первый квартал 2022 года – её пришлось списать до полумиллиарда евро.
Всего же иностранный бизнес потерял от антироссийских санкций и ухода с рынка РФ свыше 59 млрд долларов. А когда-то на российский рынок можно было зайти за копейки.