Рождаемость в России рухнула до минимума со Второй мировой войны: Алексей Ракша
Россия продолжает свободное падение в демографическую пропасть. Несмотря призывы рожать детей, звучащие от чиновников вплоть до президента, и нацпроект «Демография» стоимостью 4 триллиона рублей, уровень рождаемости в стране сползает к новым минимумам, пишет The Moscow Times.
В апреле в РФ на свет появились 99,7 тысячи детей, отчитался в пятницу Росстат в оперативной статистике. По сравнению с апрелем-2021 число родившихся упало на 9,9%, или почти 10 тысяч, а накопленным итогом с начала года составило 420,1 тысячу детей (-5,4%).
Относительный уровень рождаемости — 8,8 детей на 100 тысяч человек населения — стал минимальным с 2000 года. При этом в апреле расчетное число родившихся стало самым низким для этого месяца как минимум со Второй мировой войны, а как максимум — с XVIII века, отмечает демограф Алексей Ракша и приводит инфографику:
Смертность, согласно Росстату, снизилась — на 12,9% в апреле и 2,5% за четыре месяца. Тем не менее, спад рождаемости оказался больше: по итогам января-апреля на каждого родившегося приходилось 1,6 умерших, а естественная убыль населения ускорилась до 311,2 тысячи человек (+6,7 тысячи).
Впервые с Великой отечественной войны естественная убыль населения России превысила миллион человек в год, отмечает Ракша. И хотя длинная полоса избыточной смертности, связанной с Сovid-19, практически закончилась, демографических проблем это не решает.
«В ближайшие два года в России может родиться детей меньше, чем когда бы то ни было за 250 лет», — говорит Ракша: дело не только в количестве молодых мужчин и женщин, но в принципе в нежелании заводить детей на пороге сложившейся политико-экономической катастрофы.
Фрагмент интервью с Алексеем Ракшей о проблемах демографии в РФ
— Алексей, минувшие два года во время ковида вы были специалистом, дававшим альтернативные официальным данные о смертности в России. Можно сказать, что ковид перестал выкашивать живое, и как выглядят масштабы его последствий?
— Да, начиная с апреля избыточная смертность в целом по стране закончилась. В мае этот показатель впервые за 2 с лишним годом должен быть ниже нормы. Хотя, если в Москве эта волна закончилась в апреле 2022 года, то в Сибири избыточная смертность ещё сохранялась, это известно из отчётов ЗАГС. Но теперь мы не можем узнать, за счёт мужчин или женщин, и какого возраста: Росстат перестал предоставлять ежемесячную информацию о смертности по возрасту и полу. Понятно, что из-за войны. Тем не менее, известно, что за 2 года в России насчитывалось около 1,13 миллиона избыточных смертей (почти как всё население Эстонии).
— В целом население РФ сокращается?
— Да. Демографическая динамика состоит из трёх компонентов. Рождаемость, смертность, миграция. В ковид наибольшее влияние было за счёт смертности и миграции. За второе полугодие 2021 года из-за временных послаблений учёта эмиграция резко сократилась: из РФ выехало на 205 тысяч меньше, чем обычно. А с января 2022 стало заметно компенсаторное отрицательное сальдо миграции, впервые за много лет. Но вообще естественная (родившиеся минус умершие) убыль населения впервые за всё время с Великой Отечественной войны превысила миллион человек.
— Война вернулась. Миграция – один из её символов. По разным данным, несколько сотен тысяч человек уехали из РФ. Вы как эти данные оцениваете?
— Для простых смертных это закрытая статистика. Но есть обрывочные данные о продаже билетов, продажах симкарт, публикуется ежеквартальная пограничная статистика по выезду граждан РФ и приезду иностранцев, но не наоборот. Я оцениваю отъезд из России на фоне войны в Украине в несколько сотен тысяч человек. Но и обычно миграционные потоки огромны. Туристы – тоже мигранты. Сперва выехали, потом въехали. И всего получается несколько миллионов выездов в квартал. Эта статистика не даёт знаний, кроме тех, что виден отъезд в Армению и Грузию нескольких десятков тысяч россиян. Несколько тысяч в Сербию уехали сверх обычного. Может быть, пара тысяч в Эстонию. Но это меркнет на фоне громадных турпотоков людей в Турцию и Египет, измеряющихся сотнями тысяч или даже миллионами. Однозначные выводы не сделать. Из сотен тысяч уехавших значительная часть — IT-специалисты. Точную цифру мы узнать не сможем никогда. Чтобы человек попал в миграционный поток постоянного населения, он должен сняться с регистрационного учёта по месту жительства. Но люди продолжают числиться в этом регистрационном учёте в России, не в пограничном.
— То есть данные есть только у ФСБ, которой подчиняются пограничники?
— Да. И если нам не засекретят статистику за второй квартал, не начнут её рисовать, мы узнаем, сколько у нас людей в апреле-июне уехало из страны. Но даже в прошлые годы эта статистика не билась с миграцией. Она и публикуется странно. По российским гражданам публикуется выезд. А по иностранным – въезд. А обратные потоки не публикуются. Мы не знаем, сколько граждан РФ приехало в РФ, а сколько иностранцев выехало.
— В чём логика?
— Спросите ФСБ. Возможно, чтобы скрыть то, что эти данные не бьются с регистрационным учётом в данных Росстата? Когда данные не сходятся, у ещё более высоких чинов начинаются глупые вопросы. Когда две разнородные статистики не сходятся, как правило, одну из двух просто закрывают. Это не про ложь. Это про несовпадение принципов. Мух с котлетами сравнивают. Когда не сходится, объяснить не могут. Им проще просто закрыть данные. Но это лишь одна из версий.
— Война привела в Россию сотни тысяч украинцев. Сколько?
— По разным данным, от ООН до отечественных, в Россию попали от 1,2 до 1,5 миллиона украинцев. Хотя бы раз въехало. Но сколько уехало обратно, а тем более, сколько уехало через Россию в третьи страны – непонятно. Нет и этой информации. В ООН говорят, что границу Украины пересекли 7 миллионов человек. Но за тот же период и в Украину въехало около 3 миллионов. Сальдо получается около 4 миллионов, а вовсе не 7. Так же с Россией. Нет сальдо. Есть только пересечения в одну сторону, но явно, что в РФ не все полтора миллиона. Цифры, опять же, есть у ФСБ. И, опять же, мы их никогда не узнаем. Именно поэтому миграция меня как демографа всегда меньше всего интересовала. Она сильно зависит от нормативных актов. Приняли один – миграция резко уменьшилась. Приняли другой – резко выросла, и часто эти скачки существуют только «на бумаге».
В России стало больше людей?
Независимый демограф Алексей Ракша пояснил, откуда у нас новые города-миллионники.