Сохранение сбыта нефти становится стратегической задачей РФ
Перспективы РФ и Запада в современном энергокризисе зависят от Саудовской Аравии, отметил на пресс-конференции Медиагруппы «Патриот» доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Артем Голубев.
Цены на нефть преодолели отметку в 120 долларов за баррельЭнергетический кризис продлится до пяти лет
Мир переживает энергетический кризис, в последний раз такое случалось в 1973–1974 годах.
Арабские страны тогда из-за поддержки Израиля в Войне Судного дня прекратили поставки в Великобританию, Канаду, Нидерланды, США и Японию, после чего на Западе случился первый масштабный экономический кризис нового типа.
В США остановился экономический рост, который беспрерывно шел в американской экономике с 1940 года, а коллективный Запад погрузился в стагфляцию, когда высокая инфляция шла в ногу с низкими темпами экономического роста.
Из этого состояния Запад полностью выбрался только во второй половине восьмидесятых годов после того, как Саудовская Аравия увеличила производство и обвалила цены на нефть, а в Москве Михаилом Горбачевым была начата перестройка.
«Практика последних 20 лет показывает, что экономические процессы постоянно ускоряются, поэтому кризис не затянется. Сегодня мы имеем два серьезных полюса в мировой экономике – Соединенные Штаты и Китай», – заключает Голубев.
В 70–80-е годы XX века было не так: СССР и СЭВ развивались во многом отдельно от западной и мировой экономик.
В 1973 году арабские страны объявили нефтяное эмбарго США и союзникам«Мы тогда были закрытой экономикой, как и те страны, которые Москва курировала, все они вместе находились под колпаком. Отношений с внешним миром там почти не было, в отличие от США и западноевропейских стран», – резюмирует Голубев.
Объемы торговли в западной экономике в годы холодной войны были не сопоставимы с показателями сотрудничества внутри СЭВ.
«Текущие проблемы не на год, поэтому в условиях современных реалий данный кризис можно называть долгосрочным явлением. Он продлится до пяти лет, и многое зависит от того, на чьей стороне будут крупные поставщики энергоресурсов. Будут ли они готовы к такому эмбарго, как в 1970-е годы? В этом вопросе необходимо понимать, что любой производитель зависит от потребителя», – констатирует Голубев.Многое зависит от саудитов
Сегодня с покупателями стало проще: появился такой крупный потребитель, как Китай, постоянно наращивает объемы потребления нефти Индия. В Bloomberg утверждают, что Нью-Дели собирается в два раза увеличить закупки российской нефти.
По данным Reuters, в мае они составили почти 500 тысяч баррелей в сутки, поэтому Индия действительно поможет российским экспортерам. Однако есть и подводные камни: демпинг в 30–40 долларов и плотная зависимость от потребителя.
Наследный принц Саудовской Аравии Салман бин Абдул Азиз Аль Сауд«В последние 30–40 лет Саудовская Аравия была не просто торговым партнером, но и союзником США в арабском мире. Готовы ли саудиты идти на конфронтацию с Западом ради компромисса с РФ? Или наследный принц Салман продолжит вести линию, которую проводили его предшественники?» – заключает Голубев.
Любая сторона, которая будет договариваться с Россией, понимает риск вторичных санкций США. Никто не хочет их получать. Данный момент будет определять как политику саудитов, так и китайских и индийских партнеров.
«Соглашение ОПЕК+ вряд ли распадется – РФ в нем заинтересована. Нельзя исключать появления нового варианта договора, в котором Москве стоит пойти на уступки. Основные потери в добыче нефти в 2022 году придутся на РФ. Антон Силуанов считает, что она снизится на 20%, причем в перспективе двух лет цифра может увеличиться», – резюмирует Голубев.
Россия продает на внешний рынок не только нефть, но и нефтепродукты.
ЕС по шестому пакету санкций решил в течение шести месяцев отказаться от морских закупок российской нефти, а в течение восьми месяцев – российских нефтепродуктов.
Доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Артем Голубев«Ранее Россия продавала половину нефти на внешний рынок, а другая половина шла на внутреннее потребление и производство нефтепродуктов, которые мы также продавали за рубеж. Из-за этого нам придется сокращать добычу», – констатирует Голубев.
В пользу России играют три фактора: во-первых, наличие соглашения ОПЕК+, во-вторых, оперативно нарастить добычу могут только Саудовская Аравия и ОАЭ, а в-третьих, общее недофинансирование добычных мощностей в мире.
Благодаря этому у РФ есть время для определения новой экономической политики.
Дмитрий Сикорский