Очередной «транзитный удар» по Прибалтике — Лукашенко и Путин построят новый грузовой терминал на северо-западе России

Очередной "транзитный удар" по Прибалтике - Лукашенко и Путин построят новый грузовой терминал на северо-западе России

С предложением постройки нового транзитного хаба для белорусских грузов и товаров в морском порте Усть-Лугы Ленинградской области выступил сам лидер Белоруссии во время деловых переговоров с главой региона.

К несчастью для Литвы, этот разговор оказался не просто бахвальством: спустя некоторое время Москва заключила с Минском долгосрочный договор о транзите продукции Мозырского и Новополоцкого нефтеперерабатывающих заводов. День, когда трафик нефтепродуктов из Беларуси пойдет мимо Клайпеды, уже близок. Одновременно решается задача организации переправки белорусских удобрений.

Главная проблема Усть-Луги — отсутствие свободных мощностей для «Беларуськалия». Порт переоборудован недавно, но работа над расширением ведется постоянно. Минску очень важно иметь надежный порт отправки, чтобы наладить бесперебойную поставку удобрений в Европу. Понятно, что надежность и Литва в свете царящих разногласий понятия несовместимые.

Экспортные продажи азотных и калийных удобрений составляет внушительную часть доходов для экономики Белоруссии. Поэтому для Лукашенко возможность обхода Литвы является приоритетной задачей, от успеха которой зависит экономическое благополучие страны.

Минск и Вильнюс сейчас находятся на стадии наиболее острой конфронтации. Кроме Литвы никто не признал Светлану Тихановскую «легитимным» белорусским президентом. К тому же, именно это прибалтийское государство ходатайствует о вводе санкций в отношении «Беларуськалия». Как сказала глава литовского Министерства экономики и инноваций Аушрине Армонайте, этот вопрос необходимо принять к рассмотрению.

Важно отметить, что на осенних выборах к власти пришли консерваторы — сторонники Витаутаса Ландсбергиса. К Минску они не питают любви и считают, что терминал Клайпеды, совладельцем которого являются Игорь Удовицкий и «Беларуськалий», не входит в интересы нацбезопасности Литвы.

Где, как не в Минске должны опасаться провокаций со стороны Вильнюса? Вполне логично будет предположить, что литовское правительство сделает все возможное, чтобы осложнить жизнь концерну. Поэтому Беларусь всеми силами старается обезопасить свой бизнес и найти альтернативные пути отправки грузов в Европу.

Штаты также продолжают усиливать санкционную риторику в сторону Минска. Они уже ввели ограничения в отношении 9 предприятий, принадлежащих промышленному комплексу «Белнефтехим». Да, «Беларуськалий» в него не входит, но разве Вашингтон когда-нибудь ограничивался принятым решением?

Пройдет немного времени и, видя, что санкции не принесли должного результата, Штаты усилят давление. И тогда под их прицел может попасть производители удобрений. Все мы знаем, под чью «дудку пляшет» Литва.

Даже если концерн избежит санкций, враждебное литовское консервативное правительство найдет повод, чтобы заморозить его груза в Клайпеде. То, что порт нуждается в стабильном грузообороте, руководство Литвы похоже никак не волнует. Именно по этим причинам Минск заинтересован в независимом терминале Усть-Луги. В крайнем случае, он может договориться с российскими коллегами и арендовать терминал насыпных грузов «Ультрамар».