Профицит бюджета компенсирует издержки от сильного рубля

Профицит бюджета в 1,5 триллиона рублей и высокий курс российской валюты являются временными явлениями, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников, но это подспорье для структурных экономических реформ.


                    Профицит бюджета компенсирует издержки от сильного рубля
                Рубль преодолел отметку в 56 единиц за доллар

Рубль продолжает рост

Российский рубль торговался сегодня ниже 56 единиц за доллар.

Снижение ставки ЦБ до 9,5% и решение президента РФ по отмене правила по обмену 50% валютной выручки для экспортеров не сказалось на росте российской валюты.

Профицит бюджета за май 2022 года оценивается в 1,49 трлн рублей. Цены на нефть и газ высоки, импорт упал, поэтому рубль стал самой сильной европейской валютой.

Однако нас интересует что будет с экономикой в долгосрочной перспективе, а здесь рубль за 55 единиц при ситуативном снижении импорта в два раза не повод для радости.

Курс продолжает определять ограничения ЦБ и снижение импорта.

Ситуация в экономике РФ носит ситуативный характер

«Перед нами закономерные последствия февральских действий регулятора по адаптации экономики к новой макроэкономической реальности. Профицит бюджета является для нас запасом прочности на тяжелые времена», — заключает Масленников.


                    Профицит бюджета компенсирует издержки от сильного рубля
                Ограничения ЦБ продолжают определять курсообразование рубля

Самое время обратить внимание на риски, которые носят долгосрочный характер.

«По федеральному бюджету главное не цифра, а источники за счет которых был достигнут данный профицит. По нефти мы неплохо заработали, но сегодня российская марка Urals торгуется с большим дисконтом к Brent. Впереди РФ ждет перенаправление нефтяных потоков с Европы на другие рынки», — резюмирует Масленников.

Многое зависит от специфики новых рынков и потребителей, а также от логистики.

«Профицит действительно греет душу, но неизвестно, сколько РФ еще нужно потратиться, чтобы вписаться в интервал рецессии хотя бы в 5-8%. Стоят вопросы о том, как поддерживать бизнес и население страны», — констатирует Масленников.

Структурная перестройка экономики будет длиться долго: не менее полутора-двух лет.

«На первый план выходят структурно-политические меры, которые у нас в регулировании экономики всегда применялись по остаточному принципу. Непонятно, готовы ли их сейчас реализовать в должном объеме», — заключает Масленников.


                    Профицит бюджета компенсирует издержки от сильного рубля
                РФ продолжает преодолевать санкции

Большие вопросы по бюджетному правилу на ближайшие три года: будет ли в базовом документе данный индикатор и на каком уровне. Этот вопрос пока Москвой не решен, а ведь это ключевой бюджетный момент с 2016 года.

«Отвяжемся ли мы от валюты? Отвяжемся ли мы от нефти? За счет чего все это будет формироваться? Какие предельные значения бюджетных расходов мы можем позволить, учитывая известные ограничения», — резюмирует Масленников.

Во время структурной перестройки формы и масштабы поддержки экономики должны быть больше, чем обычно.

«Важнейший вопрос – занятость, и сумма, которая необходима для поддержки рынка труда. Пока у нас безработица в 4%, но под риском находятся все российские компании, связанные с иностранным производством», — констатирует Масленников.

Речь идет о 6-8 млн человек, а минимальный прогноз по росту безработицы составляет 6%.

Много вопросов по импорту и экспорту

«Профицит намекает на то, что у России существует резерв, который в будущем можно будет потратить, но есть вопросы, насколько эффективно мы сможет это сделать, а с этим у нас есть известные проблемы», — заключает Масленников.

Вопросы остаются по нефтяному экспорту – главному источнику профицита: по 2023 году с данным аспектом практически все неопределенно.

«Что касается курса рубля, то по нему много критики. Курс действительно рыночный, его определяют спрос и предложение, но число факторов, которые в них вкладываются, сегодня резко сократилось», — резюмирует Масленников.


                    Профицит бюджета компенсирует издержки от сильного рубля
                Ведущий эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников

Курс теперь определяется балансом импорта и экспорта: импорт сжался, вследствие чего рубль усиливается, но это не бесконечный процесс.

«Для бюджета без профицита все это было бы тревожно, но если ситуация с курсом продолжится, то к концу года возникнут проблемы с переукрепленным рублем. Одной из главных проблем для финансовых властей является задача выстраивания импортозамещения и поиска новых импортных каналов», — констатирует Масленников.

Запасы продукции и комплектующих исчерпываются, а на импортозамещение потребуется полтора-два года. Сегодня проблемы будут решаться за счет импорта. Данное обстоятельство уже в июле поменяет структуру импорта-экспорта и курс рубля.


                    Профицит бюджета компенсирует издержки от сильного рубля

Дмитрий Сикорский