Проблемные аспекты экономического сотрудничества России и Индии
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Проблемные аспекты экономического сотрудничества России и ИндииВчераВчера19 мин Проблемные аспекты экономического сотрудничества России и Индии Проблемные аспекты экономического сотрудничества России и Индии
Российско-индийское экономическое сотрудничество обладает значительным потенциалом, но сталкивается с рядом вызовов: от логистических сложностей до структурных различий экономик. Несмотря на взаимодополняемость, для полной реализации возможностей необходимо преодолеть институциональные барьеры и усилить кооперацию в ключевых отраслях.
В предыдущей статье мы рассмотрели конкретные задачи и направления российско-индийского экономического сотрудничества. Охарактеризуем теперь проблемные места этого процесса, имеющие, увы, мультифункциональную природу.
Российская Федерация и Республика Индия представляют собой двух суверенных государств-участников международной экономической системы, обладающих значительным совокупным потенциалом в сфере макроэкономического роста, структурной диверсификации и экзогенного влияния на глобальные торгово-инвестиционные потоки. В агрегированном виде стратегическая перспектива российско-индийского экономического партнерства обусловлена высокой степенью взаимодополняемости ресурсных, человеческих и институциональных факторов. Обе экономики демонстрируют потенциал для экспансии и структурной трансформации в широком спектре отраслей — от традиционного энергетического комплекса и капиталоемкой инфраструктуры до высокотехнологичных сегментов цифровой экономики, туризма и услуг. Тем не менее, в рамках реализации сценариев углубленного сотрудничества сохраняются деструктивные факторы экзогенного и эндогенного порядка, сдерживающие полное раскрытие потенциала двустороннего взаимодействия.
Одним из таких факторов выступает удаленность между национальными территориями, генерирующая существенные логистические и транзакционные издержки, а также усложняющая процессы цепочного связывания в рамках транснациональных производственно-сбытовых систем. Однако с развитием мультиформатной инфраструктуры и внедрением высокотехнологичных решений в логистические процессы, в частности в контексте реализации мегапроекта "Международный северный транспортный коридор" (МСТК), наблюдается тренд на снижение временных и стоимостных параметров логистических операций, что, в перспективе, может нивелировать данный ограничивающий фактор Карапетян С. З. Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Индии: проблемы и перспективы / С.З. Карапетян. – Текст : электронный // Вестник науки. – 2023. – №6 (63). – URL: https://cyberleninka.ru/… (дата обращения: 20.03.2025)..
Дополнительной сдерживающей переменной остается институционально-недостаточная артикуляция возможностей экономического взаимодействия, в силу чего значительная часть субъектов предпринимательской деятельности по обе стороны продолжает демонстрировать ограниченную информированность о потенциальных синергиях. В качестве компенсаторной меры предлагается активизация механизмов B2B-коммуникаций посредством проведения целевых отраслевых форумов, международных выставок и платформенных мероприятий с вовлечением деловых ассоциаций и органов экономической дипломатии Куприянов, А. В. Россия и Индия: проблемы и перспективы сотрудничества / А. В. Куприянов. – Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. — 2022. — №2 4. — С. 63-76..
Гетерогенность экономических структур — еще один фактор, оказывающий амортизирующее воздействие на динамику сотрудничества. Российская экономика, обладая выраженной экспортно-сырьевой ориентацией и высокой зависимостью от топливно-энергетического комплекса, противопоставляется индийской модели, в которой наблюдается доминирование сервисного сектора, ИТ-услуг, фармацевтики и легкой промышленности. Тем не менее, данная структурная асимметрия может быть интерпретирована не как препятствие, а как основа комплементарной интеграции: в частности, использование российской ресурсной базы и компетенций в стратегических отраслях (атомная энергетика, оборонные технологии, тяжёлое машиностроение) в тандеме с индийским человеческим капиталом, инновационной средой и внутренним рынком способно сформировать устойчивые точки роста.
Энергетическая компонента сотрудничества сохраняет статус системообразующего направления, в рамках которого осуществляется как углеводородная диверсификация энергобаланса Индии за счёт импорта нефти и газа из России, так и углубление кооперации в сегменте ядерной энергетики. Заключенные соглашения по строительству новых АЭС с применением российских технологий создают предпосылки для институционального закрепления технологической зависимости и долгосрочной кооперации на межгосударственном уровне.
Параллельно с экономическим взаимодействием необходимо стимулировать развитие гуманитарных и культурных каналов коммуникации, в частности — через расширение туристического обмена, унификацию визовых режимов, институциональную поддержку культурных мероприятий и популяризацию взаимных историко-культурных нарративов. Развитие туризма как мультипликативного сектора может стать дополнительным фактором устойчивого роста, активизируя сектора транспорта, гостиничного бизнеса, индустрии досуга и образования.
Наряду с позитивными трендами, сохраняется целый ряд институциональных барьеров — от высоких таможенных пошлин до непрозрачных регуляторных механизмов и стандартов, ограничивающих торговую и инвестиционную активность. Поэтому приоритетным направлением должна оставаться гармонизация торговых режимов, повышение транспарентности правового поля и оптимизация процедур трансграничного взаимодействия.
В целях достижения устойчивой и стратегически выверенной модели двустороннего экономического взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Индия представляется необходимым дальнейшее институциональное усиление как политико-дипломатических, так и макроэкономических каналов кооперации. Формирование системной архитектуры партнёрства должно происходить посредством регулярной и многоуровневой коммуникации на площадках высокого политического и делового уровня, включая проведение межправительственных саммитов, экономических форумов и целевых сессий переговорного характера, где возможна выработка обязывающих соглашений, направленных на устранение барьеров и активизацию взаимных обязательств сторон.
Неотъемлемой составляющей данного процесса выступает формализация и институционализация обмена релевантной экономической информацией, а также бенчмаркингового опыта в целях снижения асимметрии осведомленности между субъектами экономической деятельности. Расширение доступа предпринимателей обеих стран к платформам делового взаимодействия и проектной кооперации должно сопровождаться созданием межстрановых консультативных механизмов по сопровождению трансграничных инициатив Буртовой, М. Ю. Международное научно-техническое сотрудничество России и Индии: формы сотрудничества / М. Ю. Буртовой. – Текст : непосредственный // Символ науки: международный научный журнал. — 2023. — № 1-2. — С. 56-59..
Особого внимания требует трансформация инвестиционного климата как в российской, так и в индийской юрисдикции, путём институционального упрощения регуляторных процедур, снижения административных транзакционных издержек и повышения транспарентности корпоративной среды. Разработка механизмов стимулирования частных и смешанных инвестиций, а также внедрение инструментов гарантийного обеспечения и государственно-частного партнёрства (ГЧП) в контексте кросс-национальных проектов, должна рассматриваться как приоритетная задача макроэкономической политики двустороннего формата Торговое сотрудничество России с Индией в современных условиях / С. В. Кубанова, А. В. Шерешов, Э. Э. Юсифов, Р. Р. Ахмедзянов. – Текст : непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 10-2(92). — С. 30-33..
Параллельно, культурно-гуманитарный обмен и образовательные треки межгосударственного взаимодействия обладают значительным потенциалом в деле формирования среды устойчивого доверия и долгосрочных социальных связей, косвенно способствующих углублению экономических связей. Продолжение академической мобильности, организация мультиформатных культурных мероприятий, поддержка языковых программ и продвижение диалога культур являются инструментами, создающими предпосылки для формирования кросс-культурной деловой среды и расширения межперсональных сетей взаимодействия в бизнес-сообществе.
Ключевым условием обеспечения долгосрочной устойчивости партнёрства остается наличие политической воли на уровне высших органов государственной власти, выражающейся в регулярности диалога, согласовании внешнеполитических позиций и институциональной консолидации интересов в многосторонних форматах. Особенно актуально это в условиях многополярной модели глобального управления, где такие механизмы, как Шанхайская организация сотрудничества, предоставляют расширенные платформы для политико-экономической консолидации усилий.
Ввиду сохраняющихся барьеров в виде фрагментарного нормативно-правового поля, тарифных ограничений и институциональной инерции, крайне важно продолжать работу по устранению этих ограничений и построению благоприятной экосистемы для международной торгово-инвестиционной деятельности. Одновременно, актуализируется задача по развитию физической инфраструктуры — в частности, транспортно-логистических связей, охватывающих морские, железнодорожные и воздушные маршруты, в целях повышения операционной эффективности товарооборота и сокращения временных лагов.
Таким образом, реализация масштабных и системных инициатив в рамках российско-индийского экономического взаимодействия требует стратегического подхода, включающего не только экономические инструменты, но и институциональное переосмысление природы международного сотрудничества в условиях глобальной трансформации. Комплексное развитие логистической архитектуры, согласование стандартов, взаимная инвестиционная открытость и институциональная поддержка инновационных секторов — всё это должно стать основой для устойчивого и сбалансированного роста, обеспечивающего взаимовыгодную интеграцию обеих экономик в новую парадигму глобального экономического устройства.
Анохина Полина Дмитриевна, сотрудник Центрального аппарата Минэкономразвития России Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва .a290150{ } .a290150 a{ color: #0074b7; } .a290150—img{ margin: 10px 0; } .a290150—imgPic{ width: 100%; } .a290150—imgDescription{ } .a290150_note { font-size: 0.85em; background-color: #fbf8d7; font-style: italic; } .a290150_img400 { max-width:400px; } .a290150_img750 { max-width:750px; } .a290150__picImg{ width: 100%; } .a290150__pT{ margin-top:20px; } .a290150—tableWrap { overflow-x: auto; } .a290150—table { border-collapse: collapse; margin-inline: auto; min-width: 500px; } .a290150—tHead { background-color: #0074b7; color: white; text-align: center; } .a290150—tBody { } .a290150—th { padding: 3px 5px; } .a290150—th:first-child { border-radius: 5px 0px 0px 0px; } .a290150—th:last-child { border-radius: 0px 5px 0px 0px; } .a290150—tr { } .a290150—td { border: 1px #0074b7 solid; text-align:center; padding: 2px 4px; } .a290150_b { font-weight: bold;} .a290150_l { text-align: left; } .a290150_r { text-align: right; } .a290150_c { text-align: center; }
Что для вас значит родной город? Ответьте в нашем анонимном опросе!