Интересные новости по проекту 22160 – «Тор» получат все, а продолжения серии не будет.
Многострадальные патрульные корабли типа «Василий Быков» сыскали множество неодобрительных отзывов, а недавнее появление ЗРК «Тор» на борту одного из них подстегнуло очередную волну недовольства. Мы совсем недавно рассказывали об этой ситуации, однако в последние дни она получила довольно много интересных поворотов, о чём мы сейчас и расскажем.
«Тор» является одним из самых динамично развивающихся ЗРК отечественной оборонки — на данный момент используется три основных версии, а именно модернизированный М2, арктический М2ДТ, а также модульный М2КМ (в кадре).
Начнём с того, что вторую серию строить не будут – флот не доволен малым количеством вооружения, что определённо «всплыло» в нынешней ситуации, которую и решали модульным ЗРК на вертолётной площадке. Причём, даже несмотря на пересмотр концепции корабля, ВМФ рисковать, судя по всему, не собирается, ведь время экспериментов закончилось и нужны реальные боевые единицы, способные решать поставленные задачи без так называемых «заплаток», которые мы наблюдали совсем недавно. Выходит, модульная концепция себя не оправдала на данном этапе и скорее всего причина кроется в банальной неготовности самих модулей, ведь всплыли ещё кое-какие интересные данные по их поводу, но об этом чуть позже. Так вот, теперь вполне резонно возникает вопрос, а что же делать с уже построенными четырьмя представителями проекта и грядущими двумя? Вполне логично, что в плане концепции OPV они довольно хороши, если не лучшие, и будут дальше в её рамках активно применяться. Например, охранять нефтяные вышки от диверсантов и прочих проблем. Заниматься разведкой, целеуказанием, охраной судов, противопиратской деятельностью – в общем всем тем, на что гонять крупные фрегаты или МРК не совсем практично. Однако флоту этого уже мало и надо решать довольно широкий спектр задач тем, что имеется.
В кадре патрульный корабль проекта 22160 с усиленным составом вооружения — именно от такого проекта отказались. Это хорошее решение, так как OPV кораблей много быть не должно, даже с таким вооружением.
Появилось множество новостей из разных источников касаемо решения проблемы и, судя по всему, ВМФ хочет вооружить всех имеющихся представителей проекта модулями Тор-М2КМ аналогично тому, что мы видели и обсуждали ранее. Сейчас на флоте четыре единицы, а пятый должен войти в состав флота уже к концу года, причём он будет укомплектован Тором изначально. Пять патрульных кораблей с ЗРК Тор на борту до конца года — неплохо. Косвенным подтверждением успеха данной затеи является неожиданное переклассифицирование из патрульных в корветы противовоздушной обороны. Стоит отметить, что скорее всего связка 22160-Тор-М2КМ уже проверена в реальном бою и доказала свою эффективность – в противном случае никто бы и не стал рисковать заниматься подобными вещами, если бы это бесполезно. К тому же Тор побывал не только на проекте 22160, но и как мы знаем на фрегате 11356Р в рамках эксперимента, а также на гражданских судах. Кратко напомним, на что способен Тор-М2КМ. В его основе восемь ракет, способных сбить практически любую цель на дистанции до 16 километров и до 10 по высоте. Максимальная скорость цели 1000 метров в секунду, а это значит, что все беспилотники и противокорабельные ракеты вероятного противника подпадают под его воздействие. Так или иначе, проблема в какой-то степени решена, но у всей этой истории есть интересное продолжение.
В кадре один из вариантов ЗРК Тор-МФ, которому иногда пророчат довольно успешную службу на флоте, в случае реализации проекта.
Оказалось, что шестой и последний корабль серии, «Николай Сипягин», попадёт на флот уже с другим ЗРК, однако конкретики здесь крайне мало. Известно лишь, что он уже специализированный под морские условия и что это нечто совершенно новое. Что же это за комплекс такой гадать трудно, но есть два наиболее подходящих варианта. Во-первых, это все же доделанный либо «Редут», либо «Панцирь» в контейнерном исполнении, которые флот ждёт довольно давно и сейчас самое время усилить работы в данном направлении. Ну а во-вторых, это специализированный морской Тор-МФ, разработка которого ведётся уже некоторое время и определённый задел имеется. Кстати, есть мнение, что испытания на фрегате в 2016 году были в рамках разработки данного изделия. Информация по нему имеется, но её немного. Известно лишь, что комплекс будет разнесён по корпусу корабля, а также получит серьёзный апгрейд возможностей, по сравнению с сухопутной версией, где ввиду специфики имеется некоторые ограничения. Но самое главное здесь то, что Тор-МФ интегрирован в «электронные мозги» корабля, а значит сможет взаимодействовать с его РЛС и это кардинально повысит возможности. Бонусом идёт увеличенный БК до 16/32 и более ЗУР, а также довольно упрощённая перезарядка.
По Тор-МФ известно, что инициативный проект завершён в 2021 году. Примечательно то, что комплекс на 80% унифицирован с армейской версией.
Отметим, что Тор-МФ в корне бы изменил возникшую с корветом ситуацию и по сути закрыл бы большинство его проблем (включая базирование вертолёта). Как это будет на практике – узнаем в конце следующего года, когда «Николай Сипягин» войдёт в состав флота.
источник