Мегаконтракт. Аэрофлот закажет 300 русских самолетов
В январе-апреле текущего года перелеты внутри России совершили 19,8 млн человек. Это на 5% меньше, чем в январе-апреле 2021 года. Но на фоне закрытия неба в южных регионах России из-за известных событий и возникшего у многих чувства неопределенности в конце февраля – марте этот спад не кажется большим.
Несмотря на «закрытие» «западного» неба для русских авиакомпаний, спрос на авиаперевозки сохраняется. Но на чем летаем? Ввиду прекращения поставок запчастей и комплектующих «западными партнерами» этот вопрос становится очень актуальным.
Ниже – данные о пассажирском воздушном флоте двух крупнейших авиакомпаний России: «Аэрофлот», «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») и S7 Airlines (по состоянию на конец 2021 – начало 2022 года).
То есть авиакомпании, возникшие на базе советских авиапредприятий, спустя 30 лет основную массу перевозок выполняют на импортных самолетах – причем и по России тоже. Только у авиакомпании «Россия» отечественные ближнемагистральные «Суперджеты» составляют большую часть флота. И ни у одной нет наших средне- и дальнемагистральников. Хотя удивляться нечему, если взглянуть на статистику производства русских самолетов с 1991 по 2021 годы (исключая SSJ100).
Все эти воздушные суда в России эксплуатируются государственными органами.
Но сегодня как никогда актуально импортозамещение.
«Аэрофлот» анонсировал планы заказать у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 300 самолетов «Суперджет», МС-21 и Ту-204 в течение нескольких лет. Это сопоставимо с половиной флота группы «Аэрофлот» и составляет почти 75% от общего объема производства отечественного авиапрома за все 30 лет. Как известно, МС-21 будет строиться исключительно из отечественных деталей, а производители «Суперджета» стали стремиться к импортозамещению еще в 2019 году. Так что работой на несколько лет будут обеспечены и русские производители двигателей, электроники, элементов фюзеляжа, салона и т.д.
Сроки выполнения заказа и поставок называть еще рано, но 300 самолетов – это серьезный объем по мировым меркам. В условиях, когда поставки техники из-за рубежа сведены к нулю, русская авиатехника станет единственно доступной. Авиаперевозки со временем достигнут прежних объемов, и пассажиры «Аэрофлота» полетят на отечественных самолетах.