Как «Варшавянка» побеждала в учебных боях атомную «субмарину-убийцу»? Кто заменит легендарную лодку? «Лада», «Калина» и прочие «чёрные дыры»
В середине октября 2015 года индийская военно-морская база Вишакхапатнам, на юго-восточном побережье страны, приняла особых гостей. В рамках традиционных (проводятся с начала 90-х годов) учений серии "Мalabar naval exercises" в эти края прибыл целый крупный ордер, во главе с авианосцем серии "Нимиц" USS Theodore Roosevelt и включавший в себя крейсеры, эсминцы, корветы и ударную АПЛ SSN-705 «Сити оф Корпус-Кристи», класса "Лос-Анжелес". Главное предназначение таких "рыбок-убийц" — охота за вражескими боевыми кораблями и подводными лодками.
Это был не просто визит вежливости, или, как говорят, демонстрация флага. Маневры "Малабар-2015" должны были стать очередным парадом решимости по сдерживанию военного флота Китая в Индийском океане и Бенгальском заливе, где проходят жизненно важные для Поднебесной морские пути и маршруты. С особым чувством ждали этих учений и в 8-й эскадре подводных лодок ВМС Индии. Несколько лет индийские адмиралы договаривались с представителями US NAVY о возможности провести учебный бой между ударной АПЛ Соединенных Штатов и собственной дизельной лодкой. И к началу "Малабар-2015" согласие было получено. Индию в этой "схватке" должна была представлять С-56 «Синдудвадж», имевшая российскую, а точнее, советскую родословную. Это была одна из экспортных подводных лодок проекта 877ЭКМ "Палтус", -будущих "Варшавянок". Начиная с 1986 по 2000 годы Индия получила 11 таких кораблей и почти все они (кроме одного) до сих пор продолжают полноценную службу.
Обе лодки вошли в строй примерно одновременно, в первой половине 80-х и незадолго до учений прошли плановый ремонт и небольшую модернизацию. Во всем остальном они считались кораблями совершенно разных весовых категорий. "Корпус-Кристи" стоила почти в пять раз дороже, имела в два раза большее водоизмещение и несла множество оружия и чувствительную аппаратуру (гидролокаторы Ametek BQS 15, MIDAS, Raytheon SADS-TG) которая на круг тянула по цене больше, чем весь скромный советский "Палтус", вместе взятый. Исход этой схватки казался предрешенным заранее. "Бой" состоялся 16 октября 2015 года и прошел совсем не так, как, наверное, планировало командование американской атомной субмарины. Более пяти часов "Корпус-Кристи" сканировал мутные воды Бенгальского залива, на полную мощность включив все свои сенсоры и запустив буксируемую акустическую систему ТВ-23/29. Но на контакт с индийской субмариной так и не вышел. Зато во время очередного сеанса связи, через шесть часов после начала маневров, получил уведомление, что: "Игра закончена". И подтверждение от офицера-наблюдателя, что будь это не учебный, а настоящий бой, никакого сеанса связи уже бы не случилось. Как оказалось, советская "чёрная дыра" более трёх часов играла с американцами в догонялки и несколько раз выходила на рубеж атаки. Когда индийцам надоело, они сообщили командованию об "уничтожении" американской АПЛ имитатором противолодочной торпеды СЭТ-65 III, питерского конструкторского бюро "Гидроприбор", и представили все необходимые доказательства. Этот случай отчасти сыграл роковую роль в дальнейшей судьбе АПЛ, класса "Лос-Анджелес". Вместо запланированной большой программы модернизации, в 2016 году началось их массовое списание и более активная замена на лодки класса "Вирджиния".
Примерно в это же время в судьбе "Варшавянок" произошло ещё одно важное событие, которое иногда называют вторым рождением данного проекта. В декабре 2015 года лодки 636.3 нанесли по "бармалеям", засевшим в сирийской Ракке, удар крылатыми ракетами "Калибр" подводного базирования, превратив скромную дизельную лодку в многоцелевую платформу, способную, по словам командующего силами ВМС США в Европе Джеймса Гордона Фогго III, "держать под прицелом все главные европейские столицы". Основные конкуренты "Варшавянки", немецкий "Тип-212" и французская "Скорпен", при определенных преимуществах, такого функционала не имеют. Они ограничиваются возможностью, после довольно недешевой модернизации, запускать лишь небольшие противокорабельные ракеты. Но как бы не был хорош наш проект 636.3, его время постепенно уходит. На смену лодке, которую натовские специалисты за бесшумность прозвали "черной дырой", должна была прийти серия лодок "Лада" (проект 677).
Этот тип тоже может претендовать на звание "чёрной дыры", но за совсем другие заслуги. Её проект был представлен в последний год существования СССР, но по понятным причинам — заморожен в самом начале 90-х. После долгих проволочек в 2008 флот принял "Ладу", как один из четырёх типов лодок, которые в будущем должны составить основу ВМФ. Но проект, как сейчас говорят, упорно "не взлетал" и его существование много раз находилось под угрозой. Ясность появилась только в 2019 году, когда было определено, что всего флот получит пять "Лад", а в дальнейшем будет ориентироваться на проект дизельных лодок "пятого поколения" "Калина" (проект 777А), который давно уже лежит в загашнике у Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин». О "Калине" известно достаточно мало. Только то, что она наконец получит воздухонезависимую энергетическую установку, из-за которой та же "Варшавянка" проиграла несколько интересных тендеров, и будет ещё большей "чёрной дырой" для вражеских сканеров и акустиков, за счет применения новых материалов. Возможно и то, что она станет подводным неатомным носителем "Цирконов". Но главное, чтобы она не превратилась в "чёрную дыру" вроде "Лады", хотя и та, после долгой и нудной доработки, имеет довольно неплохие отзывы у специалистов.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!